Вступление.

Процессы психического отражения характеризуются предметностью, избирательностью и направленностью. Как отмечал Э.Гуссерль (1859-1938), «всякое сознание «интенционально», т.е. является «сознанием о…» чем-либо». В обыденном языке эта направленность сознания на материальный или идеальный объект передается с помощью оборотов: я думаю о (чем-то), я хочу (чего-то)и т.д. В психологии избирательный, направленный характер психической активности связывается с особым свойством психики- вниманием.

Актуальность темы

: работая над выбором темы, я очень хотела затронуть вопрос непосредственно касающийся меня и моих однокурсников. Современный век инновационных технологий заставляет работать нас с большим количеством информации, поступающей из различных источников: лекции наших преподавателей, общение с друзьями, печатные издания, интернет, СМИ. К сожалению, полученный материал усваивается далеко не в полном объеме. А так хочется помочь себе. Причин много . и одна из них наше внимание.

Первоначально проблемы изучения внимания входили в круг более обширного философского понятия апперцепции, разработка которого была начата Лейбницем и Кантом. Данное понятие выражает зависимость восприятия действительности и прошлого опыта, общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных способностей. В.Вундт, видевший в апперцепции универсальный объяснительный принцип, трактовал внимание как процесс, обеспечивающий четкое осознание содержания воспринимаемого и его интеграцию в целостную структуру прошлого опыта (так называемый «творческий синтез»). Т.Рибо связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, осуществляемых при восприятии и представлении объектов. Русский психолог конца XIX столетия Н.Н.Ланге соотносил внимание с волевыми процессами личности и разработал теорию «волевого внимания». Значительный вклад в современное понимание природы внимания был внесен представителями когнитивной психологии.

Посредством внимания осуществляется упорядочивание сенсорной информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Внимание определяет динамику и селективность сознания, выступает неотъемлемым элементом познания, но, в отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) не имеет своего специфического содержания.

Предмет и объект исследования

: предметом исследования является изучение избирательности, концентрации и переключения внимания; объектом исследования являются 10 девушек от 18 до 20 лет (мои сокурсницы).

Задачи работы:

1) раскрыть понятие внимание;

2) изучить основные характеристики внимания: избирательность, концентрация и переключение внимания и при помощи нижеизложенных методик провести исследования данных характеристик у девушек 18-20 лет;

3) на основе полученных данных подобрать упражнения для развития внимания.

Метод исследования:для диагностики внимания существует ряд методик: для определения объема внимания предназначена тахистоскопическая методика В.Вундта, Д.Кеттела; для определения концентрации и устойчивости - корректурный тест Б.Бурдона; для определения скорости переключения внимания - метод таблиц Шульте.

В своей работе я использовала: тесты Пьерона-Рузера, модифицированную цифровую таблицу Шульте.


Различия психики животных и людей
Наличие психики обязательно связано с высшими формами органической жизни, проявления психики свойственны только животным и человеку. Психика животных гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Следовательно, психика человека качественно отлична от психики животных. Только человеку присуща высшая форма психической жизни — со ...

Взаимодействие эмоций и памяти. Научение, воспроизведение мнемического материала и эмоции. Исследовательская деятельность
Эмоции оказывают влияние на то, что человек воспринимает, но это влияние не приводит, в сущности, к принципиальному изменению воспринимаемого материала. Как подчеркивают многие авторы главной детерминантой восприятия остается объективная действительность. С другой стороны, есть основания, чтобы заключить, что процесс запоминания, а также ...

Характеристика методов исследования
Опросник и метод анализа продуктов графической деятельности (рисунок мужчины и женщины) представляют собой модификации методов, разработанных В.С. Мухиной и ориентированных на изучение структуры самосознания подростков. Также мы применяем проективную методику «Автопортрет» Р.Бернса (адаптирована Е.С. Романовой С.Ф. Потемкиной), рефлексив ...