Другая психология » Аддиктивное поведение молодежи и его профилактика » Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи. Характеристика аддиктивного поведения

Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи. Характеристика аддиктивного поведения
Страница 3

3. Гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры).

4. Сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм.)

5. Религиозное деструктивное поведение (фанатизм, вовлеченность в секту). (30;21)

В подростковом и юношеском возрасте особенно актуальными являются не сформировавшийся ранний алкоголизм, не наркомании и токсикомании, а злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими токсическими веществами – ПАВ (психоактивные вещества, изменяющие сознание), когда зависимость от них еще отсутствует. Такое поведение получило название " аддиктивного".

Аддиктивное поведение – нерегулярное употребление ПАВ, которое можно расценивать как предпосылку развития зависимости. Этот термин хорошо отражает присущую подростковому возрасту характерную черту, иногда называемую "первичным", "изначальным", "поисковым" подростковым полинаркотизмом. Суть этой черты состоит в том, что многие подростки склонны испробовать на себе действие различных ПАВ.

Между состоянием нормы и тяжелым заболеванием лежит довольно широкий спектр переходных состояний и функциональных отклонений от нормы. В отношении наркомании он может быть представлен следующей последовательностью нарушений: расстройства поведения – аддиктивное поведение – наркомании. Таким образом, аддиктивное поведение является переходной стадией наркоманий подростков.

Аддикция - поведение, при котором индивид утрачивает контроль над потреблением алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, в результате чего возникают тяжелые последствия (нарушения функций головного мозга и всего организма в целом, психических процессов, психологической и социальной адаптации и др.)

В типичных случаях аддикция начинается с приобщения к потреблению наркотиков, алкоголя или других психоактивных веществ как поиску ощущений, с помощью которых надеется избавиться от осознаваемого стресса, расширить диапазон имеющегося опыта под влиянием социальных обстоятельств, не осознавая последствий своего поведения, давления сверстников и т.д. После определенного числа употреблений психоактивного вещества формируется аддикция.

Синдромы, относящиеся к аддиктивному поведению, еще называют компульсивным поведением (15;24). Под компульсивным поведением подразумевается поведение или действие, предпринимаемое для интенсивного возбуждения или эмоциональной разрядки, трудно контролируемое личностью и в дальнейшем вызывающее дискомфорт. Такие паттерны могут быть внутренними (мысли, образы, чувства) или внешними (работа, игра и т.д.). Компульсивное поведение дает возможность имитации хорошего самочувствия на короткий период, не решая внутриличностных проблем. К компульсивному поведению относятся следующие разновидности: компульсивное переедание, компульсивное стремление к снижению веса, компульсивное стремление к риску и стрессу, компульсивная потребность быть занятым ("трудоголики"), компульсивное стремление к достижению, компульсивное стремление к смене сексуальных партнеров, в изоляции, потребность покупать вещи, компульсивная потребность в физических упражнениях и т.д.

В качестве базисной характеристики аддиктивной личности В.Д. Менделевич выделяет зависимость. Для оценки отнесения человека к зависимому типу выделяются признаки, пяти из которых достаточно для диагностики зависимости: неспособность принимать решения без советов других людей; готовность позволять другим принимать важные для него решения; готовность согласиться с другими, чтобы не быть отвергнутым (даже если другие не правы); затруднения начать какое-то дело самостоятельно; готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих людей; плохая переносимость одиночества и готовность на значительные усилия, чтобы его избежать; ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь; страхом быть отвергнутым; легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрения со стороны.

Описание аддиктивной личности соответствует слабому "Я" и сильному "оно". Именно такое отношение существует между ними у подростков в период полового созревания согласно психоаналитическим представлениям Анны Фрейд. Конфликт между "оно" и "Я" может развиваться по двум сценариям. Если "оно" побеждает "Я", то к концу возрастного подросткового периода инстинкты, сексуальные и агрессивные импульсы вырываются на свободу и человек предается удовольствию, стихии влечений. Прежний характер человека разрушается. Если же победу одерживает "Я", то к концу подросткового периода формируется устойчивый характер для всей последующей жизни. Для нормального функционирования человеку необходимо равновесие сил между психологической, социальной и биологической сущностями личности. Социальная сущность личности – суперэго (я - идеал или сверх -"я" ) формируется воспитанием и является дополнительной системой контроля за поведением человека. Несогласия между требованиями совести, хранителем которой выступает я – идеал, ощущается человеком как чувство вины. Совесть и ответственность – социальные чувства и формируется на основе идентификации с другими людьми, которая происходит на основе одинакового я – идеала. Согласно подходу А.Фрейд, в раннем подростковом возрасте трудно устоять против влечений, а, значит, существует определенная вероятность легкого вовлечения подростков в наркотизацию, сулящую удовольствия. Однако, и поздний подростковый возраст при неблагоприятном развитии "я" чреват разгулом инстинктов, в том числе потреблением наркотиков. (16;132)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Взаимодействие детского сада и школы в условиях семейной социализации младшего школьника. Детский сад и школа как важные институты социализации в жизни ребенка
Рассмотрев, что же такое социализация, а в частности семейная социализация, вернемся к тому, где же все-таки дети проходят этот процесс передачи опыта, т.е. к главным институтам социализации «детский сад и школа», главными, после института «семьи». Итак, детский сад – это учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста ...

Компромисс
Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию. При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных ...

Медитация
Методы медитации сводятся к двум-трем основным типам, каждый из которых имеет целью достижение определенного состояния сознания. Этим состояниям в восточных культурах придается огромная ценность, их связывают с такими идеями как "спасение", "избавление от страданий", "просветление", "истинное видение&qu ...