Другая психология » Аддиктивное поведение молодежи и его профилактика » Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи. Характеристика аддиктивного поведения

Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи. Характеристика аддиктивного поведения
Страница 6

Яковлева Е.Л. называет химическую зависимость патологической формой самовыражения. Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Тем не менее, умение предъявить себя миру – выразить свою уникальность – является проблемой для большинства людей. Люди действуют по заранее заданным программам, схемам, шаблонам. Такая "запрограммированность" поведения приводит к переживанию чувства протеста против требований общества, которое не позволяет отклоняться от принятых норм. Эти переживания связаны с тем, что человек не может позволить выразить себя. Этот процесс может принимать патологическую форму: наркомания, алкоголизм, девиантное поведение. (30;26)

Различными исследователями называются следующие черты человека, склонного к аддиктивному поведению:

- Эгоцентризм. Все размышления наркомана концентрируются на его собственной личности, поэтому он не способен к полноценному общению с другими людьми.

- Боязнь успеха, поведение наркомана деструктивно. Его боязнь успеха основана на страхе, что успех не может быть долгим, что он когда-нибудь кончится. Чтобы устранить этот страх, наркоман стремится разрушить свой успех. Такого наркомана можно рассматривать как личность, бессознательно пытающуюся снова стать ребенком, полностью зависимым и не имеющим ответственности, избегающим ее.

- Сильное чувство агрессии и садизма по отношению к другим.

Подростка, испытывавшего в детстве оскорбления и физические наказания, привлекают опиаты из-за антиагрессивного воздействия. Употребление опиатов делает возможным избежание дисфории (чувства злобной тоски), ассоциирующейся с гневом и злостью, позволяя ему оставаться спокойным и расслабленным.

- Самоуважение рассматривается как главный психодинамический механизм, лежащий в основе наркомании. Прием наркотиков выступает в таком случае как компенсационный механизм убогого самоимиджа, низкого самоуважения. Наркотик является заменителем всего того, от чего им приходится отказываться по причине абсолютной несостоятельности удовлетворять свои потребности общепринятым способом.

Человек с низким самоуважением будет реагировать более негативно на стресс.

- Наркомания как способ манипулятивного поведения (эксплуатация ближайшего окружения).

- Наркомания как аутодиструкция (саморазрушающее поведение).

- Наркомания, возможно, является решением для обретения псевдонезависимости, псевдоиндивидуальности.

- Наркотики как психологическая защита против, например, проблем в семье. (30;26)

Подводя итог анализу причин, приводящих к употреблению наркотиков, можно сказать, что наркомания проблема многослойная и причин тут множество. Употребление наркотиков является суммой разных факторов, обусловленных как индивидуальными, так и социальными факторами, а также комбинацией тех и других.

Мировоззренческие предпосылки аддиктивного поведения.

Мировоззрение – система представлений, взглядов, идей на окружающую действительность. Мировоззрение – это своего рода интеграция опыта, знаний и самосознания в ценностную картину мира, которая обуславливает жизненную ориентацию человека, его отношение к действительности и самому себе. Из мировоззренческих предпосылок аддиктивного поведения прежде всего необходимо назвать отношения наркотизирующегося подростка с семьей.

Христофорова М.И., Шипицина Л.М. в своем исследовании "Психологические особенности созависимых семей подростков-наркоманов" отмечают нарушение эмоционального контакта между матерями и подростками и считают, что нарушенные, дисгармоничные внутрисемейные отношения являются одним из базовых факторов становления аддиктивного поведения. Особенностью их отношений является раздражительность и авторитарное подавление матерью агрессивности ребенка. По результатам обследования подростков-наркоманов, взаимоотношения в их семьях характеризуется как автономное, параллельное существование матери и ребенка, а так же непоследовательность воспитательных действий по отношению к подросткам. Интересен тот факт, что матери чаще склонны видеть взаимоотношения со своим ребенком в более благоприятных тонах, чем подростки, которые чаще подчеркивают конфликтность отношений. (33;165)

Межличностные взаимоотношения с окружающими среди потребляющих и не потребляющих наркотики стали предметом изучения Шереги Ф.Э., Арефьева А.Л. и др., материалы международной конференции "Подростки и молодежь в меняющемся обществе". Согласно их исследованию, потребление наркотиков резко портит эти взаимоотношения. Таким образом, враждебные, конфликтные межличностные отношения с окружающими (особенно родителями, родными, учителями, соседями, милицией) можно также считать мировоззренческой предпосылкой аддиктивного поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире. Основные подходы к понятию самоактуализации в психологических теориях личности
В психологической литературе самоактуализация определяется как – стремление человека как можно больше выявить, развить и реализовать свои возможности, стремления личности быть такой, какой она может быть [2,41]. Впервые проблему потребности личности в самоактуализации исследовал К. Гольдштейн. Исходя из нового представления о динамике жи ...

Ранние воспоминания и их связь со стилем жизни в индивидуальной психологии А.Адлера
Альфред Адлер также считал ранние воспоминания крайне важными. Он соглашался с Фрейдом в том, что неважно, соответствуют ли они реальным фактам или нет. Однако Адлер фокусировался на анализе тем или сюжетов, представленных в манифестном содержании. Он рассматривал память скорее как конструкцию, чем репродукцию. По его мнению, воспоминани ...

Ценность младшего школьного возраста.
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. Реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире. Младший школьны ...