Другая психология » Аддиктивное поведение молодежи и его профилактика » Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи. Характеристика аддиктивного поведения

Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи. Характеристика аддиктивного поведения
Страница 2

Зависимость является с одной стороны свободным, добровольным личностным выбором, а с другой, его утратой и подчиненностью аддиктивному агенту.

Диссонансные переживания аддиктов. На сознательном уровне они оценивают бесполезность своего поведения и свою личностную бесполезность в том числе, а на бессознательном уровне - нежелании прервать зависимость от того или иного аддиктивного агента.

Мотивационной основой зависимости является гедонистическое желание испытать удовольствие, выраженное в яркости, свежести настроения, необычности иллюзорно-эйфорического состояния, свободе от тревог, страхов, внешних преград, обязанностей.

Зависимость по мере ее развития становится патогенной доминирующей потребностью и личностной направленностью.

Негативная социально-нормативная оценка. Любая зависимость носит антинормативный характер и рассматривается обществом как негативное отклоняющееся поведение. Алкоголики, наркоманы, азартные игроки воспринимаются как маргиналы, неспособные жить полноценной жизнью. (30;15)

Деструктивное влияние зависимости на эффективность жизнедеятельности и состояние здоровья.

Выделим следующие базовые критерии аддиктивности:

· Произвольность и ситуативность выбора агента зависимости. Им может стать любой источник, способствующий "облегчению", временной эйфории и вытеснению жизненных проблем (неудач, конфликтов, одиночества и др.)

· Социально-психологическая обусловленность аддиктивного поведения. АП не является следствием наследственной предрасположенности, а является результатом ухода от решения сложных социальных проблем, стрессовых ситуаций, жизненных препятствий, неудач с помощью различных, включая опыт поведения социального окружения, советы близких людей, биофармакологические компенсаторы.

· Ограничение или сужение сознания на одном из источников зависимости.

· Деформация личностного смысла и снижение потенциалов профессионально-личностной самореализации развиваются вследствие диссонанса в мотивационно-целевой сфере.

· Ослабление воли и самостоятельности в оценке и решении профессионально-личностных проблем с последующим развитием инфантилизма.

· Нормативность-ненормативность аддикций определяется социоэтническими ценностями, традициями.

· Амбивалентность АП. Человек, стремящийся быть свежим и подтянутым, жаждующий радостного настроения, успехов, самоудовлетворенности, подвергается прогрессирующим процессам психосоматической деформации, психотравматизации, ухудшения здоровья.

· Аддиктивность проявляется в форме устойчивых стереотипов, трудно корректируемых пагубных привычек, пристрастий, требующих психотерапевтического вмешательства.

· Высокая социально-психологическая и психофизиологическая стоимость аддикций . АП сопровождается непродуктивными затратами личного жизенного времени, энергии, материальных затрат и здоровья близких людей.

· Ориентация на удовлетворение эмоционально-соматических и гедонистических ощущений сочетается с утратой эмпатического и интимно-дружеского отношения к окружающим людям.

· Формирование аддикции на фоне переживания напряженности, эмоциональной боли, чувства одиночества, беспомощности и др.

· Подавление и вытеснение аддикцией естественных жизненно-значимых потребностей в еде, движении, сне, любви и т.д.

· Субъективное переживание в форме непреодолимого влечения к объекту аддикции, невозможности существования без него.

· Устойчивое стремление к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, ненасыщаемое.

· Отличительной особенностью зависимого поведения является его цикличность

· Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти, но закономерно вызывает личностные изменения и социальную дезаптацию.

· Степень тяжести аддиктивного может быть различной - от практически нормального поведения до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической и психической патологией.

· Выбор личностью конкретного объекта зависимости отчасти определяется его специфическим действием на организм человека. Как правило, люди отличаются по индивидуальной предрасположенности к тем или иным объектам аддикции.

Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или преходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования.

Субъективно оно переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. (30;16-17)

Также следует выделить такие виды зависимостей, как:

1. Химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная, алкогольная зависимости).

2. Нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Проблема неполной семьи в современной психологии. Определение понятия “неполная семья”
Родительский дом для ребенка - первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной ...

Экспериментальное исследование взаимосвязи уровня. Мотивации достижения и уровня креативности. Организация и ход экспериментального исследования
Для осуществления сравнительного анализа уровня креативности и уровня мотивации достижения и установления между ними корреляции необходимо было провести их диагностику отдельно. Исследование проводилось на базе Российского художественно-технического колледжа игрушки. В эксперименте участвовало 30 респондентов. Все они являются студентами ...

Применение различных методов профилактики наркомании среди несовершеннолетних в практической деятельности педагога-психолога
Для исследования эффективности профилактических мероприятий наркомании среди несовершеннолетних была набрана группа в количестве 20 человек, возраст учащихся 14 лет. Исследование проводилось на базе Межшкольного учебного комбината г. Тары. Для выяснения отношения подростков к наркотикам и наркоманам использовались следующие диагностики: ...