Другая психология » Аддиктивное поведение молодежи и его профилактика » Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи. Характеристика аддиктивного поведения

Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи. Характеристика аддиктивного поведения
Страница 2

Зависимость является с одной стороны свободным, добровольным личностным выбором, а с другой, его утратой и подчиненностью аддиктивному агенту.

Диссонансные переживания аддиктов. На сознательном уровне они оценивают бесполезность своего поведения и свою личностную бесполезность в том числе, а на бессознательном уровне - нежелании прервать зависимость от того или иного аддиктивного агента.

Мотивационной основой зависимости является гедонистическое желание испытать удовольствие, выраженное в яркости, свежести настроения, необычности иллюзорно-эйфорического состояния, свободе от тревог, страхов, внешних преград, обязанностей.

Зависимость по мере ее развития становится патогенной доминирующей потребностью и личностной направленностью.

Негативная социально-нормативная оценка. Любая зависимость носит антинормативный характер и рассматривается обществом как негативное отклоняющееся поведение. Алкоголики, наркоманы, азартные игроки воспринимаются как маргиналы, неспособные жить полноценной жизнью. (30;15)

Деструктивное влияние зависимости на эффективность жизнедеятельности и состояние здоровья.

Выделим следующие базовые критерии аддиктивности:

· Произвольность и ситуативность выбора агента зависимости. Им может стать любой источник, способствующий "облегчению", временной эйфории и вытеснению жизненных проблем (неудач, конфликтов, одиночества и др.)

· Социально-психологическая обусловленность аддиктивного поведения. АП не является следствием наследственной предрасположенности, а является результатом ухода от решения сложных социальных проблем, стрессовых ситуаций, жизненных препятствий, неудач с помощью различных, включая опыт поведения социального окружения, советы близких людей, биофармакологические компенсаторы.

· Ограничение или сужение сознания на одном из источников зависимости.

· Деформация личностного смысла и снижение потенциалов профессионально-личностной самореализации развиваются вследствие диссонанса в мотивационно-целевой сфере.

· Ослабление воли и самостоятельности в оценке и решении профессионально-личностных проблем с последующим развитием инфантилизма.

· Нормативность-ненормативность аддикций определяется социоэтническими ценностями, традициями.

· Амбивалентность АП. Человек, стремящийся быть свежим и подтянутым, жаждующий радостного настроения, успехов, самоудовлетворенности, подвергается прогрессирующим процессам психосоматической деформации, психотравматизации, ухудшения здоровья.

· Аддиктивность проявляется в форме устойчивых стереотипов, трудно корректируемых пагубных привычек, пристрастий, требующих психотерапевтического вмешательства.

· Высокая социально-психологическая и психофизиологическая стоимость аддикций . АП сопровождается непродуктивными затратами личного жизенного времени, энергии, материальных затрат и здоровья близких людей.

· Ориентация на удовлетворение эмоционально-соматических и гедонистических ощущений сочетается с утратой эмпатического и интимно-дружеского отношения к окружающим людям.

· Формирование аддикции на фоне переживания напряженности, эмоциональной боли, чувства одиночества, беспомощности и др.

· Подавление и вытеснение аддикцией естественных жизненно-значимых потребностей в еде, движении, сне, любви и т.д.

· Субъективное переживание в форме непреодолимого влечения к объекту аддикции, невозможности существования без него.

· Устойчивое стремление к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, ненасыщаемое.

· Отличительной особенностью зависимого поведения является его цикличность

· Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти, но закономерно вызывает личностные изменения и социальную дезаптацию.

· Степень тяжести аддиктивного может быть различной - от практически нормального поведения до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической и психической патологией.

· Выбор личностью конкретного объекта зависимости отчасти определяется его специфическим действием на организм человека. Как правило, люди отличаются по индивидуальной предрасположенности к тем или иным объектам аддикции.

Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или преходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования.

Субъективно оно переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. (30;16-17)

Также следует выделить такие виды зависимостей, как:

1. Химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная, алкогольная зависимости).

2. Нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Глава 2
Термин “внимание” употребляется при описании таких разных явлений, как ориентировочная реакция на неожиданные стимулы (непроизвольное внимание), состояние поддерживаемой готовности к восприятию стимулов и реакции на них, колебания показателей деятельности при длительных заданиях, избирательность восприятия, ограниченная пропускная способ ...

Экспериментальные исследования восприятия рекламы. Организация и методы исследования
Одним из широко распространенных экспериментальных методов оценки рекламной продукции с точки зрения эмоционального отношения к ней потребителей является метод семантического дифференциала Ч. Осгуда и его многочисленные модификации. Термин психосемантика используется для обозначения области научного познания, возникшей на стыке психолинг ...

Психологические особенности старших дошкольников
С психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Это позволило определить структуру составления психологического портрета дошкольника: выявление особенностей познавательной сферы, выявление особенностей развития личности дош ...