Другая психология » Аддиктивное поведение молодежи и его профилактика » Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи. Характеристика аддиктивного поведения

Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи. Характеристика аддиктивного поведения
Страница 7

Еще одной мировоззренческой предпосылкой аддиктивного поведения является отношение к жизни. По данным Сорокина В.М., особенностью психосемантики подросткового самосознания является то, что в отличие от взрослых, понятие "жизнь" имеет другой личностный смысл. Жизнь не всегда является той доминирующей, абсолютной ценностью, каковой она представляется взрослому. Чем старше становится человек, тем большую ценность приобретает для него жизнь, становясь богаче и разнообразней по своему содержанию. Именно поэтому в профилактических программах указание на то, что наркотики угрожают жизни, не всегда достигают цели.

Таким образом, мировоззренческими предпосылками являются конфликтные, враждебные отношения с окружающими, отсутствие эмоционального контакта с матерью, а также отношение к жизни у молодых людей.

Наркозависимое поведение полифункционально, как и любое другое. Однако в ходе развития зависимости на разных стадиях доминируют разные функции:

Познавательная функция (удовлетворение любопытства, изменение восприятия, расширение сознания).

Гедоническая функция (получение удовольствия)

Психотерапевтическая функция (релаксация при наличии стрессовых ситуаций или эмоционального напряжения; повышение уровня комфортности; снятие барьеров в поведение, которое пугает).

Компенсационная функция (замещение проблемного функционирования в сферах сексуальной жизни, общения, развлечений и др.).

Стимулирующая функция (повышение продуктивности деятельности).

Адаптационная функция (приспособление к группе сверстников, употребляющих наркотики

Анестетическая функция (избегание боли) (30; 96)

Наркотизация подростков приводит к напряжению в системе интерперсональных отношений и к ее деформации. Наиболее нарушенной и отражающей внутренние конфликты подростков, углубляющиеся в процессе наркотизации, является сфера Я, в которой реализуется негативный опыт искажения коммуникативных процессов. Глубоко нарушается интерперсональное общение и в сферах отношения к отцу, матери, семье, ко всем людям в целом.

Также можно отметить высокий уровень конфликтности у употребляющих наркотики подростков; имеется тенденция к его количественному и качественному росту с распространением на все сферы отношений у больных наркоманией. Подростки с аддитивным поведением не полностью осознают внутренние конфликты и пытаются их скрыть. В процессе формирования наркомании и нарастанию социально-психологической дезадаптации подростков укорачивание дистанции распространяется на общение с большинством коммуникаторов.

Самооценка подростков с аддитивным поведением отражает дезаптивный уровень интерперсональных отношений в неформальном и формальном микросоциалном окружении, меньшую уверенность в себе, большую уступчивость, подчиняемость, более слабое стремление к независимости и самостоятельности, чем у подростков, не употребляющих ПВА и успешно социально адаптирующихся. Структурные компоненты самооценки совпадают, что свидетельствует об отсутствии стремления к самоусовершенствованию. Реальный, идеальный и прогностический образ "Я" находятся в определенном противоречии, что связано не только с отставанием когнитивного развития, но и с негативным опытом деятельности в условиях наркотизации.

Рассмотрев сущность аддиктивного поведения, мы можем говорить о нем как о форме отклоняющего поведения, сделать вывод о деструктивности и о сложных предпосылках данного поведения (биологические, психологические, социальные, мировоззренческие), уязвимости перед данной проблемой многих групп населения, в особенности молодежи.

Также можно сделать вывод о том, что перед нами стоит огромная задача по борьбе с аддикцией, особенно в молодежной сфере, с которой необходимо бороться с помощью профилактики.

Изучив понятие аддиктивного поведения, мы переходим к характеристике молодежи как социальной группе, требующей пристального внимания и государственной работы по улучшению качества жизни.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Определение термина «возраст»
Согласно диалектическому пониманию развитие не является процессом только чисто количественных изменений, а также увеличения или уменьшения каких-либо психических проявлений, свойств и качеств. Соответственно и психическое развитие нельзя целиком сводить" к тому, что с возрастом что-то увеличивается, например словарный запас, объем в ...

Рекомендации для педагогов и психологов по организации профриентационной работы
В результате теоретического анализа и экспериментальным путём мы доказали, что при выборе профессии важно учитывать психофизиологические особенности личности, в том числе и тип темперамента. Психологи и педагоги не должны забывать об этом при организации профориентационной работы. Взрослый должен сообщить молодому человеку, что при выбор ...

Вступление.
Процессы психического отражения характеризуются предметностью, избирательностью и направленностью. Как отмечал Э.Гуссерль (1859-1938), «всякое сознание «интенционально», т.е. является «сознанием о…» чем-либо». В обыденном языке эта направленность сознания на материальный или идеальный объект передается с помощью оборотов: я думаю о (чем- ...