Другая психология » Аддиктивное поведение молодежи и его профилактика » Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи. Характеристика аддиктивного поведения

Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи. Характеристика аддиктивного поведения
Страница 7

Еще одной мировоззренческой предпосылкой аддиктивного поведения является отношение к жизни. По данным Сорокина В.М., особенностью психосемантики подросткового самосознания является то, что в отличие от взрослых, понятие "жизнь" имеет другой личностный смысл. Жизнь не всегда является той доминирующей, абсолютной ценностью, каковой она представляется взрослому. Чем старше становится человек, тем большую ценность приобретает для него жизнь, становясь богаче и разнообразней по своему содержанию. Именно поэтому в профилактических программах указание на то, что наркотики угрожают жизни, не всегда достигают цели.

Таким образом, мировоззренческими предпосылками являются конфликтные, враждебные отношения с окружающими, отсутствие эмоционального контакта с матерью, а также отношение к жизни у молодых людей.

Наркозависимое поведение полифункционально, как и любое другое. Однако в ходе развития зависимости на разных стадиях доминируют разные функции:

Познавательная функция (удовлетворение любопытства, изменение восприятия, расширение сознания).

Гедоническая функция (получение удовольствия)

Психотерапевтическая функция (релаксация при наличии стрессовых ситуаций или эмоционального напряжения; повышение уровня комфортности; снятие барьеров в поведение, которое пугает).

Компенсационная функция (замещение проблемного функционирования в сферах сексуальной жизни, общения, развлечений и др.).

Стимулирующая функция (повышение продуктивности деятельности).

Адаптационная функция (приспособление к группе сверстников, употребляющих наркотики

Анестетическая функция (избегание боли) (30; 96)

Наркотизация подростков приводит к напряжению в системе интерперсональных отношений и к ее деформации. Наиболее нарушенной и отражающей внутренние конфликты подростков, углубляющиеся в процессе наркотизации, является сфера Я, в которой реализуется негативный опыт искажения коммуникативных процессов. Глубоко нарушается интерперсональное общение и в сферах отношения к отцу, матери, семье, ко всем людям в целом.

Также можно отметить высокий уровень конфликтности у употребляющих наркотики подростков; имеется тенденция к его количественному и качественному росту с распространением на все сферы отношений у больных наркоманией. Подростки с аддитивным поведением не полностью осознают внутренние конфликты и пытаются их скрыть. В процессе формирования наркомании и нарастанию социально-психологической дезадаптации подростков укорачивание дистанции распространяется на общение с большинством коммуникаторов.

Самооценка подростков с аддитивным поведением отражает дезаптивный уровень интерперсональных отношений в неформальном и формальном микросоциалном окружении, меньшую уверенность в себе, большую уступчивость, подчиняемость, более слабое стремление к независимости и самостоятельности, чем у подростков, не употребляющих ПВА и успешно социально адаптирующихся. Структурные компоненты самооценки совпадают, что свидетельствует об отсутствии стремления к самоусовершенствованию. Реальный, идеальный и прогностический образ "Я" находятся в определенном противоречии, что связано не только с отставанием когнитивного развития, но и с негативным опытом деятельности в условиях наркотизации.

Рассмотрев сущность аддиктивного поведения, мы можем говорить о нем как о форме отклоняющего поведения, сделать вывод о деструктивности и о сложных предпосылках данного поведения (биологические, психологические, социальные, мировоззренческие), уязвимости перед данной проблемой многих групп населения, в особенности молодежи.

Также можно сделать вывод о том, что перед нами стоит огромная задача по борьбе с аддикцией, особенно в молодежной сфере, с которой необходимо бороться с помощью профилактики.

Изучив понятие аддиктивного поведения, мы переходим к характеристике молодежи как социальной группе, требующей пристального внимания и государственной работы по улучшению качества жизни.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Эмоции и эмоциональные состояния
Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, привязанность, совесть — все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ибо, для того чтобы це­нить что-то, нужно относиться к этому эмоционально — любить, радоваться, инте­ресоваться или гордиться. Каждый ...

Анализ и интерпретация групповых данных:
Тест №1: Данный тест помогал определить уровень избирательности внимания. Средние показатели по количеству найденных слов оказались очень высокими. Общее количество слов в данном тесте 25, у группы средний показатель 23,8, что говорит о высоком уровне избирательности внимания. Среднее время выполнения задания по группе 186,2 секунды. Есл ...

Био- и социогенетические концепции развития психики
Научное изучение возникновения и развития психики — это путь познания ее природы и сущности, ее жизненного значения. Согласно биогенетической концепции психика в своей зачаточной форме (т.е. способности ощущения) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды, регулир ...