Профилактика аддиктивного поведения
Страница 11

Задачи такой программы следующие (31; 43):

1. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению ПАВ,

2. Создание условий для открытого, доверительного общения, восприятие информации, творческой атмосферы работы.

3. Информирование о действии и последствиях злоупотребления ПАВ, о причинах и формах заболеваний, связанных с ними, о путях к выздоровлению, о связи злоупотребления наркотиками и других форм саморазрушающее поведения с особенностями личности, общения, со стрессом, о путях преодоления последнего.

4. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

- я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);

- собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;

- умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;

- потребности в получении и оказании поддержки окружающим.

5. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

Позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям не только совершать ошибки, но и исправлять их;

Адекватно оценивать проблемные и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;

Ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;

Контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;

Осознать, что происходит с собственной личностью и почему, анализировать свое состояние;

Сопереживать окружающим и понимать их, осознавать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилитации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений);

Принимать от окружающих и оказывать им психологическую и социальную поддержку.

6. Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению ПАВ:

- принятие решения и преодоление жизненных проблем;

- восприятие, использование и оказание психологической и социальной поддержки;

- оценка социальной ситуации и принятие ответственности за собственное поведение в ней;

- Отставание своих границ и защита своего персонального пространства;

-защита своего "Я", самоподдержка и взаимоподдержка;

- избегание ситуаций, связанных с употреблением ПАВ и с другими формам саморазрушающего поведения;

- развитие умений использовать альтернативные ПАВ способы получения радости и удовольствия;

- развитие умений бесконфликтно и эффективно общаться.

Программа предполагает работу с детьми и подростками старшего и среднего возраста. (31; 44)

Можно выделить следующие разделы программы:

1. Информационный.

2. Когнитивного развития.

3. Развития личностных ресурсов.

4. Развитие личностных ресурсов.

5. Развития стратегий высокофункционального поведения.

Исходя из разделов, выделяются следующие направления работы:

Подготовка специалистов из числа школьных психологов, социальных педагогов и учителей для работы с детьми группы риска, склонными к употреблению наркотиков;

Профилактическая работа со всеми детьми и подростками с приоритетной ориентацией на детей группы риска;

Работа с родителями детей, склонных к употреблению или употребляющих ПАВ.

Мы выделим следующие методы работы, которые могут быть использованы в ходе профилактики:

1.Групповая работа.

2. Тренинг поведения.

3. Когнитивная модификация и терапия.

4. Личностный тренинг.

5. Дискуссии.

6. Мозговые штурмы.

7. Беседы.

8. Лекции.

9. Ролевые игры.

10. Психогимнастика.

11. Психодрамма.

12. Элементы индивидуальной и групповой психотерапии.

13. "Круглые столы".

14. Совещания.

15. Супервизия.

16. Проведение методических занятий с супервизорами.

Предполагаемыми результатами могут стать следующие:

- уменьшение факторов риска употребления ПАВ в молодежной среде.

- формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективны поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков.

- развитие комплексного подхода к профилактике злоупотребления ПАВ. (31; 45)

Таким образом, антинаркотическую профилактическую работу в образовательном учреждении целесообразно строить на основе программ, идеей которых, должна стать идея формирования рефлексивной позиции молодого человека по созданию поля самореализации его как личности и индивидуальности в процессе различных форм занятий.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Заключение.
Внимание- это направленность психики/ сознания на определенные объекты или явления, соответствующие потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности; сосредоточение сознания на отдельных аспектах действительности, имеющих для субъекта устойчивую или ситуативную значимость. Внимание также в значительной мере определяется индивидуал ...

Особенности мотивации и мотивов при различных заболеваниях
Нервно-психические расстройства объединяемые под названием неврозы, вызываются различными психотравмирующими факторами, в том числе и препятствиями в удовлетворении потребностей влечении, желании человека Клинически выделяют основные формы неврозов: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний. Неврастения возникает преимущественно ...

Составляющие ЭИ в модели способностей
В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие ЭИ: · восприятие и выражение эмоций · повышение эффективности мышления с помощью эмоций · понимание своих и чужих эмоций · управление эмоциями Эта иерархия основывается на следующих принципах: Способности распознавать и выражать эмоции ...