Другая психология » Аддиктивное поведение молодежи и его профилактика » Эмпирическое исследование аддиктивного поведения у молодежи. Организация и ход исследования

Эмпирическое исследование аддиктивного поведения у молодежи. Организация и ход исследования
Страница 1

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по профилактике аддиктивного поведения, программы по работе с данной проблемой, мы переходим к выявлению данного поведения у молодежи.

Целью нашего эмпирического исследования является: выявить склонность к аддиктивному поведению у молодежи (а именно к алкогольной и наркотической зависимостям), составить программу профилактики употребления психоактивных веществ.

Также мы определили следующие задачи:

1.Подбор методов и методик исследования

2.Формирование исследовательской группы

3.Обработка полученных данных

4. Составление программы по профилактике аддиктивного поведения

Для достижения поставленной цели и задач нами был использован следующий метод исследования - опрос (тестирование).

Методы опытно-эмпирического исследования стандартизированы.

Мы использовали следующие методики (Приложение №1):

1. Методика "Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков" (А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай)

2. Методика "Склонность к зависимому поведению" (В.Д. Менделевич).

При исследовании мы использовали выборку малого объема (21 человека): учащихся 9"А" класса МОУ СОШ № 4 г. Калининграда в возрасте 15-16 лет, среди которых 13 юношей и 8 девушек.

1) Тест "Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков" (опросник RAFFT) предназначен для выявления употреблением алкоголя и наркотиков, склонности к химической зависимости в подростковой среде.

Оценка результатов теста (опросник RAFFT): положительные ответы на 1-й, 2-й и 5-й вопросы оцениваются в 1 балл каждый, а на 3-й, 4-й - в 0,5 балла. Хотя бы один положительный ответ указывает на склонность к зависимому поведению. Если в сумме набирается 2 и более баллов, то имеется серьезное подозрение на наличие у подростка химической зависимости.

Уровни склонности к химической зависимости:

А) Не высокий (не выявлено) - риск зависимого поведения/склонность не выражена;

Б) Вероятность склонности - умеренно выраженный риск зависимого поведения

В) Высокая вероятность - высокая вероятность предрасположенности к зависимому поведению;

Г) Высокая вероятность, подозрение на наличие химической зависимости - подросток находится в группе риска и предрасположен к зависимому поведению.

2) Тест "Склонность к зависимому поведению" предназначен для выявления склонности к алкогольной зависимости и наркозависимости.

Оценка результатов теста:

I. Прямые вопросы (баллы подсчитываются в соответствие с отмеченными испытуемым):"5"-5, "4"-4, "3"-3, "2"-2, "1"-1;

II. Обратные вопросы (баллы подсчитываются наоборот): "5"-1,"4"-2,"3"-3,"2"-4,"1"-5. (Обработке подвергаются лишь ответы на вопросы, отмеченные в Приложение №2, таблице 1. Ответы на иные вопросы не обрабатываются.)

Для оценки склонности к зависимому поведению баллы ответов на прямые и обратные вопросы суммируются по каждой шкале отдельно. Для оценки склонности к зависимости суммируются баллы, полученные за ответы на следующие вопросы (первый и второй столбцы). Они же используются для оценки склонности к наркозависимости. Склонность к алкогольной зависимости оценивается с использованием ответов на прямые и обратные вопросы, приведенные соответственно в третьем и четвертом столбцах (Приложение № 2, таблица 2).

Уровень склонности к зависимому поведению

А) Невысокие признаки (не выявленные) склонности - подросток не входит в группу риска.

Б) Признаки тенденции - выражены признаки склонности к зависимому поведению.

В) Признаки повышенной склонности - признаки предрасположенности, требуется повышенное внимание.

Г) Признаки высокой вероятности - подросток находится в группе риска и предрасположен к зависимому поведению.

Сбор информации проходил прямым способом. Обработка полученных данных проходила вручную.

Перед исследованием было проведено информирование исследовательской группы, т.е. представлена информация, характеризующая аддиктивное поведение.

Для того чтобы сделать общение более неформальным и комфортным, познакомиться с группой и расположить участников группы к открытому общению, была проведена "Баранья голова". Каждый выбирал игровое имя, которым в течение данного занятия все должны были называть. Некоторые сразу же задали вопрос о том, можно ли оставить свое собственное имя, которое его носителя вполне устраивает. Кто-то придумал кличку. Кто-то видоизменил фамилию. После представления, мы приступили к исследованию данной группы на склонность к аддиктивному поведению.

Страницы: 1 2


Возрастная психология. Возрастная психология как сфера науки
Возрастная психология как наука начинается с того момента, когда встречаются два человека, имеющих разные цели: первый человек - это взрослый, который ставит своей задачей получение истинного, точного знания о закономерностях психического развития, а вторым человеком может быть ребенок, ровесник взрослого или кто-то старше его по возраст ...

Деформация личности ребенка
Если матери приходится воспитывать ребенка одной, трудности и ошибки воспитания неизбежны, ибо в отсутствие отца система отношений «мать - ребенок» значительно усложняется. Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. В полной семье эмоциональный фон создает ...

Исследование агрессии старшего дошкольника. Методика исследования агрессии старшего дошкольника «Несуществующее животное»
Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет). Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воо ...