Общие проблемы формирования мировоззрения личности
Страница 1

Развитие личности и формирование мировоззрения — очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентаций, как одного из важных стимулов развития и направляющей характеристики в мировоззрении личности, все больше привлекает к себе внимание ученых. Ценностные ориентации являются сложным психологическим феноменом, характеризующим вектор мировоззренческой направленность личности. Являясь нераздельной частью системы отношений личности, ценностные ориентации определяют поступки и поведение человека. Формирование системы ценностных ориентаций личности претерпевает ряд изменений в течение жизни человека.

Б.Г. Ананьев предсказывал невозможность планирования и проектирования оптимальных режимов воспитания для всякой общественной формации без учета особенностей как возрастно-половых характеристик личности, так и характеристик высшей структуры личности, ее мировоззрения, направленности, ценностных ориентаций и целей. Эти характеристики во многом определяют развитие самой личности и процесс принятия ею решений, касающихся практической деятельности и деятельности других людей.

Исходя из положения о взаимопроникновении онтогенеза и жизненного пути человека, Б.Г. Ананьев писал, что «личностные преобразования всегда связаны с возрастно-половыми и индивидуально-типическими изменениями». Формы этих взаимосвязей проявляются сложным образом в динамике и структуре потребностей, установок, интересов, в общей мотивации поведения и ценностных ориентациях личности, которые и составляют ее мировоззрение.

Вопрос динамики ценностных ориентаций привлекает внимание философов, психологов, социологов, педагогов и является актуальным и значимым для определения духовного развития будущих поколений [18].

В современной психологической и философской литературе проблема ценностных ориентаций личности рассматривается в исследованиях теоретического и прикладного характера. Это исследования О.И. Шкаратан, Л.С. Бляхман, А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, М.И. Бобневой, О.И. Зотовой, И.М. Поповой, В.С. Бакирова, А.П. Вардомацкого, В.А. Василенко, Е.А. Васиной, Н.А. Волковой, Е.И. Головахи, Я. Гудечека, Б.С. Круглова, Н.И. Непомнящей, Н.В. Рогавы, Ю.Р. Саарнийта, В.Д. Сайко, Л.А. Сулеймановой, А.А. Табунса и других авторов.

Ценностные ориентации личности представляют собой сложную динамическую структуру, которая не только зависит от ценностей социума, но подвержена закономерным изменениям в процессе онтогенеза и несет на себе отпечаток индивидуальных и половых различий. Структурно-динамические характеристики системы ценностных ориентаций связаны с возрастно-половыми особенностями и особенностями интеллектуального развития, структурой личности и ведущими ценностями семьи.

Динамика ценностных ориентаций имеет кризисные моменты, в течение которых происходит распад предыдущей и формирование новой структуры ценностей. Понятие «ценностные ориентации» имеет неодинаковое значение в различных областях науки. Тем не менее, Б.Г. Ананьев, подчеркивая связующий, обобщающий характер изучения ценностных ориентаций, писал: «Имеется общий центр, в котором сходятся исследования социологов, социальных психологов и психологов. Этим общим центром являются ценностная ориентация групп и личности, общность целей деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения людей» [8,13,22].

Исследования ценностных ориентаций образуют два уровня: теоретический и прикладной.

Страницы: 1 2 3 4


Взгляд З. Фрейда на проблему ранних воспоминаний
С самых первых попыток психоанализа и самоанализа З.Фрейд обратил внимание на парадокс памяти о событиях детства: важные, богатые аффектами впечатления того времени не оставляют (не всегда конечно, но очень часто) в памяти взрослых никакого следа, а события по видимости незначимые, второстепенные, запоминаются. Память, по мнению З.Фрейда ...

Успокоение «УМА»
Если рассматривать УМ как осознанный иллюзорно приобретённый опыт + интеллект, которому всегда мешают эмоции или внешние и внутренние раздражители, то с бессознательным умом (восточное состояние «НЕ УМА»)*, всё гораздо проще. Вот как нам это состояние «не ума» преподносит восточная философия: водная гладь – суть поверхность массы воды. В ...

Темперамент и характер
Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим». Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. В одной из психологических книг описана очень выразительная жизненная ситуация, раскрывающая специфические особенности поведения пре ...