Другая психология » Проблемы ценностных ориентаций в подростковом возрасте » Деструктивное воздействие средств массовой коммуникации

Деструктивное воздействие средств массовой коммуникации
Страница 1

Расширение информационной среды поставило перед исследователями ряд вопросов о природе взаимодействия информации и человека. Изучается специфика средств массовой информации (СМИ); то, как СМИ влияют на убеждения, мнения, поведение людей – иными словами, те эффекты, которые СМИ оказывают на "потребителей информации". В самом общем виде вопрос можно сформулировать следующим образом: какова степень обусловленности человеческого поведения тем, что показывает ему телевидение (как самое доступное средство массовой коммуникации).

Если традиционно предлагалось рассматривать коммуникацию как передачу информации , то сегодня передача информации расценивается как средство реализации более глубинных целей: информация воздействует. Это воздействие может быть осмыслено как информационное насилие.

Информационное насилие – это, прежде всего, избыточность информации. Если говорить об информационном перенасыщении городского пространства, которое проявляется, в частности, в наружной рекламе, стоит отметить, что "становясь невольными заложниками навязчивых и агрессивных рекламы и массмедиа, жители мегаполисов испытывают стресс, подавленность, одиночество, страх. Современный город и человек в нём живут отдельной жизнью, город, заполненный рекламой, становится чужим, неродным и неуютным" .В свою очередь, "непричастность к судьбе города формирует у его жителей чувство безответственности и безразличия – разрыв становится все более драматичным и непреодолимым. Информационное насилие превращает человека в существо механическое и приводит к атрофии эмоций и рефлексии, лишая его критического подхода к окружающему миру" .

Избыток информации препятствует критическому суждению: "ежедневно поступающая масса сведений, фактов, оценок, рекомендаций, которые нередко противоречат друг другу и которые человеческое сознание не успевает как следует переварить, порождает "интеллектуальную диспепсию", сбивает человека с толку и не даёт возможности самоопределиться – ни в интеллектуальном, познавательном, ни в нравственном отношении"

Проблема информационной насыщенности имеет ещё один аспект. Экстенсивное размещение информации в большей мере закончено: везде, где возможно разместить рекламу, она уже есть (в газетах и журналах, внутри городского транспорта и на кузовах автомобилей, на стенах домов и асфальте и т.д.).Теперь носителем информации становится сама информация. Для большой части англоязычного Интернета характерно наличие ссылок на электронный магазин "Amazon.com", причём часто границы между собственно текстом и рекламой размыты. Поиск необходимой информации становится всё более и более затруднительным: с одной стороны, можно отметить рост объёма доступной информации, с другой – низ-кое качество значительной её части. Неспособность определить, какая информация действительно важна, а какая нет, приводит к тому, что по поводу даже самых насущных жизненных вопросов становится всё труднее выработать самостоятельное суждение. "Особенно трудно сейчас детям и подросткам, и не удивительно, что при ранней физиологической зрелости (ускоряемой теми же телезрелищами) их духовное созревание, предполагающее подлинное познание и ответственность за свои поступки и за свою жизнь, наступает всё позднее. А в эпоху, когда широкий поток чужого опыта и анонимного знания захлёстывает человека задолго до появления собственного, жизнь грозит превратиться в какой-то мираж, где утеряны всякие ориентиры" .

Важно отметить, что информация и знание – понятия не тождественные, хотя их нередко отождествляют. "Знание предполагает опыт, а информация – чаще всего нет. Информация, как правило, передает человеку вторичный опыт до того, как он вообще получил первичный; человеку что-то объясняется раньше, чем он успел это пережить"

F. Emery & M. Emery описывают в "The Choice of Futures - to Enlighten or to Inform?" (1976) эксперимент, в котором жителям СанФранциско звонили по телефону и спрашивали, какую новость они только что видели в национальной новостной программе. Половина из опрошенных не вспомнила ничего. Исследователи предположили, что телевидение не имеет почти никакого информационного эффекта, и имеет ещё меньший обучающий эффект. Это предположение позже многократно подтверждалось другими учёными. Marie Winn доказывает в своей книге "The Plug-in Drug" (1979), что программы вроде "Улицы Сезам" не имеют обучающего эффекта. Недостаток обучающего эффекта также комментируется M. A. Erausquin et alli в книге "Los Teleni-nos" (1980), где утверждается, что "кажется все более и более доказанным, что телевидение само по себе не способно научить практически ничему.".

Страницы: 1 2 3


Диагностико-коррекционная программа Н.И. Гуткиной
Программа была разработана Н.И. Гуткиной на основе теста Г. Витцлака «Способность к обучению в школе». Задания, включённые в программу, рассчитаны на детей 5,5 – 7 лет. [11] Цель – развитие мышления, развитие речи, способность к научению. Занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут. Формирующий эксперимент осуществлялся с октября по ...

Методики Айкидо и их психологическое и психофизиологическое объяснение. Объединение «УМА» и «ТЕЛА»
Айкидо – это не только набор определенных элементов и боевых техник, это и скрытая, но эффективная методология. Большинство людей, не разобравшись как следует в предмете, принимают видимое за реальное – это большая ошибка. Так, на примере с айсбергом, можно рассмотреть ситуацию, когда люди видят айсберг большим куском льда, который плава ...

Самовнушение и аутогенная тренировка
Аутогенная тренировка – активный метод психотерапии, психогигиены и психопрофилактики, который повышает возможности организма. AT разработана в 1932 году немецким врачом И. Г. Шульцем, на основе его наблюдений за своими пациентами, которых он лечил при помощи гипноза. Шульц И. Г. Заметил, что пациенты без его помощи могут входить в то со ...