Общие проблемы формирования мировоззрения личности
Страница 2

В философии ценностные ориентации определяются как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом, которые существуют в виде общественного идеала. Преломляются через призму индивидуальной жизнедеятельности и входят в структуру личности, являясь одним из источников мотивации ее поведения. Служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения отдельного человека [6].

Философия уделяет внимание взаимодействию субъекта и объекта ценностного отношения. Это область рассмотрения объективной истинности и отношения к ней человека. Р.Е. Миронова выделяет различные подходы к определению ценностей в философии. Часть философов придерживается определения ценностей как материальных и духовных объектов или их свойств, способных удовлетворять материальные и духовные потребности субъекта (общества, класса, личности). Ценность появляется в процессе общения человека с окружающим миром, в котором предметы или явления удовлетворяют потребность человека [5,14, 19].

В.П. Тугаринов делит ценности на материальные, социально-политические и духовные. Он писал: «Ценности суть предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения потребностей и интересов, а также — идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала».

Другие авторы связывают ценности с субъектно-объектными отношениями, где объект (материальный или духовный) вступает в отношения и является значимым для субъекта (человека или социума). М.С. Каган считает, что «ценность объекта — это есть его отношение к субъекту, его роль в человеческой жизнедеятельности» [25].

Ценность возникает из практического отношения людей к действительности. Это отношение между объектом и человеческими потребностями, которые несут отпечаток исторической эпохи.

В.А. Василенко определяет ценность как «существенный момент универсальной взаимосвязи явлений, а именно момент значимости одного явления для бытия другого». Сторонники этого подхода (А.М. Коршунов, В.А. Василенко, Л.Н. Столович и другие) определяют ценность как феномен бытия, независящий от объективного отношения к нему [7].

О.М. Бакурадзе, Д.А. Леонтьев, И.С. Нарский, И.М. Попова относят ценности к общественным идеалам. В данных работах ценности относятся к области общественного сознания.

Общим для всех подходов является то, что ценность предмета появляется тогда, когда в нем видна возможность удовлетворения какой-либо потребности. Ценность возникает на основе практической деятельности человека, как требующая своей реализации возможность.

Социология рассматривает ценности и ценностные ориентации как идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценки субъектом окружающей действительности и ориентации в ней. Такой подход к проблеме ценностных ориентаций предполагает исследование их как компонентов социума, выполняющих нормативные функции по отношению к личности. В социологии ценностные ориентации и ценности рассматриваются как связующее звено между ценностями общественного сознания и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Изучается степень осознанности личностью общественных ценностей, сила их воздействия на поведение людей [22].

Понятие «ценность» впервые введено У. Томасом и Ф. Знанецким. Они используют понятие «ценность» в социологии, тогда как до них это понятие существовало только в философии. Авторы рассматривают понятие «аттитюд» как переживание смысла, ценности социального объекта. Структуре аттитюда посвящены работы Д. Креча и С. Крачфилда. Т. Парсонс впервые вводит понятие «ценностная ориентация».

Страницы: 1 2 3 4


Теория предрасположенности
Два любопытных факта были обнаружены в рамках моделей кондиционирования и обучения на моделях, но не получали должного объяснения. В экспериментах по классическому обусловливанию страха младенцев легко удавалось научить бояться крыс, но практически не удавалось научить бояться деревянной уточки или детской пирамидки. Обезьяны в экспериме ...

Компромисс
Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию. При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных ...

Психологический портрет конфликтной личности
Ни для кого не секрет, что существуют люди, которые сами провоцируют конфликты. Кто они? Конфликтные люди делится на две категории. Первая - гипертимы и истероиды. Они способны мгновенно "вспыхнуть" по любому поводу, но, как правило, и быстро "отходят". Чем ярче горит факел, тем быстрее он выгорает. Такие люди не злоп ...