Результаты и их
обсуждениеСтраница 1
Прежде, чем представить результаты проведенного исследования, необходимо отметить следующее. Вопрос о выборе профессии подростком – сложный вопрос. Как показывают данные многих авторов, во многом этот выбор определяется эмоциональным состоянием подростка и особенностями социализации в этом возрасте (следование за друзьями, любимой девушкой и т.д.)
Поэтому мы попытались выявить лишь самые общие особенности. Поэтому схема представления результатов следующая :
Разделяющим фактором является преобладающий тип акцентуации личности по Эйдемиллеру.
1. На первом этапе мы представляем данные типизации выбора подростков с определенной акцентуацией – по тесту ДДО и тесту Голланда.
2. На втором этапе мы провели корреляционный анализ между результатами в группах по тестам на профориентацию.
Как видно из таблицы 1, мы приняли в исследование подростков не со всеми вариантами акцентуаций по Эйдемиллеру, а только тех, из которых возможно было построить статистически релевантные группы. Т.е. 1 или 2 человека в группе не могут дать какие либо статистически значимые показатели. Для этого нужно как минимум 8-10 человек.
Таблица 1. Подростки с различной личностной акцентуацией в группе исследования
Акцентуация (тип) личности | |
меланхолический |
9 |
гипертимный |
9 |
циклоидный |
8 |
эмоционально-лабильный |
12 |
сензитивный |
11 |
шизоидный |
10 |
эпилептоидный |
8 |
истерический |
9 |
Итого |
68 |
В основе представления данных по методикам ДДО и тесту Голланда лежит шкальная оценка. Т.е. диапазон шкалы принимается за 100%, у каждого исследованного результат пересчитывается на диапазон шкалы (в %), результат в группе усредняется. В некоторых случаях в процессе наблюдения мы добавляли баллы (в зависимости от характеристик испытуемого, честности и достоверности ответов на вопросы и т.п.), поэтому сумма по некоторым шкалам может быть больше 100.
Как видно из рис. 1 и 9., подростки с меланхолической
акцентуацией нашей выборки в возрасте 14-17 лет выбирают преимущественно работу с природой, художественными образами, при этом они реалистично подходят к пониманию окружающей действительностью, интересуются в определенной степени интеллектуальной работой, и работой в социальной сфере.
На рис. 2 и 10, результаты у подростков с гипертимной
акцентуацией. Эти подростки выбирали в основном профессиональные направления, связанные с работой с человеком, профессии, связанные с творческой деятельностью. При этом у них существенно преобладала тяга к предпринимательской деятельности, определенным образом это сочеталось с направленностью на интеллектуальную работу, возможно, как составляющую предпринимательской деятельности.
Подростки с циклоидной
акцентуацией ( рис. 3 и 11) выбирали профессии, связанные с природой, художественными образами, творческой деятельностью в целом, при этом у них отмечался реалистический подход. Т.е. циклоиды-подростки в возрасте 14-17 лет как правило выбирают творческие профессии, но, судя по данным тестов профессионального самоопределения, не отличаются услойчивым выбором.
Испытуемые с эмоционально-лабильнойакцентуацией в возрасте 14-17 лет (см. рис 4 и 12, ). Выбирали они работу с людьми, художественными образами, и отличались желанием работать, помимо творческих специальностей, в социальной сфере.
В отличие от них подростки с сензитивной
акцентуацией показывали желание работать творчески, хотя этот выбор с учетом теста Голланда был неустойчивым, при этом психологически большинство из них относилось к реалистичному типу восприятия окружающего мира (рис. 5 и 13).
Подростки с шизоидной
акцентуацией. Их профессиональный выбор четко определялся желанием работать с техникой, предпочтением интеллектуального труда (рис. 6 и 14).
Эпилептоиды,
как видно из рис. 7 и рис 15. Выбирают , как правило, работу со знаковой информацией, связанную с техникой, управлением, четкой регламентацией деятельности (преобладает конвенциональный тип по Голланду). Склонны к занятию предпринимательством.
Причины возникновения страхов у детей
Наверное, нет такого ребенка, который бы никогда не испытывал чувство страха. Почти все дети чего–то боятся. Одним страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать с горки, третьи в ужасе убегают от собаки, цепенеют от страха при виде пчелы. Многие боятся персонажей сказок – Бабу Ягу, Волка, злого Колдуна, других образов, ...
Проявления личности в раннем возрасте. Кризис 3 лет
Ранний возраст — это период детства от 1 года до 3 лет. В это время происходят большие сдвиги в физическом и нервно-психическом развитии детей. Главным содержанием жизни ребенка в раннем возрасте является усвоение способов употребления предметов, а также средств языка. Формирование предметных действий и усвоение общественно выработанных ...
Мотивация и различные виды деятельности. Сила мотива и
эффективность деятельности
Для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежела ...