Другая психология » Преодоление страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством игры и изобразительной деятельности » Исследование страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Возникновение страха в ответ на действие угрожающего стимула

Исследование страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Возникновение страха в ответ на действие угрожающего стимула
Страница 2

Следует отметить, что взаимосвязь между эмоцией страха и состоянием внутренних органов многообразна и неоднозначна. С одной стороны, страх и тревожные мысли неблагоприятно сказываются на работе внутренних органов, а с другой – нарушения в работе внутренних органов могут вызвать приступы страха.

Внешне узнать напуганного человека даже в огромной толпе нетрудно: о том, что он испытывает лучше всяких слов нам расскажет выражение его лица. Психолог М. Литвак пишет: «Мимика испуганного человека хорошо знакома: брови почти прямые и несколько приподняты, глаза широко раскрыты, губы напряжены и слегка растянуты, рот приоткрыт и имеет эллиптическую форму. Он может озираться по сторонам, убегать от объекта страха или застыть в неподвижности».

Дюшен раздражал электрическим током те или иные мимические мышцы и в результате получал выражение страха, радости или печали. Он установил, что страх проявляется сокращением лобной мышцы и подкожной мышцы шеи, ужас выражается напряжением тех же мышц и опусканием нижней челюсти.

Всем известно такое выражение: «коленки дрожат от страха». Народная мудрость отметила, что при сильном страхе нарушается нормальная координация деятельности мышечной системы, повышается тонус скелетной мускулатуры, а движения теряют плавность, становятся «дерганными» и чрезмерно напряженными.

В результате эксперимента Альберта Экса было выяснено, что в разных состояниях организм вырабатывал хоть и очень похожие, но все таки отличающиеся по строению вещества: адреналин при страхе и норадреналин при ярости.

Психолог, психотерапевт А. Захаров считает, что это два совершенно разных состояния нашей психики. Согласно его мнению, тревога отражает собой сигнал о грозящей организму опасности, в то же время как страх является ответом на уже возникшую опасность. По-разному проявляется и их действие на психику – возбуждающее у тревоги и тормозящая у страха.

Страх темноты. Француз Жан Бутонье предложил различать «страх в темноте» и «страх темноты». Страх в темноте был присущ первобытным людям, когда ночью они оставались незащищенными от диких зверей, представляющий «объективную опасность». На основании «объективной опасности» в течение многих веков человечество населило темноту «субъективной опасностью. «Страх в темноте» постепенно превращался в более общее понятие «страха темноты».

Существуют и объективные причины, объясняющие, почему люди так боятся темноты. Наши органы чувств плохо приспособлены к жизни в условиях пониженной освещенности. Страх темноты состоит в особенностях работы нашего мозга, который не терпит «половинчатой» информации и старается «заполнить» недостающие компоненты элементами прошлого опыта. При отсутствии света у человека разыгрывается воображение, он начинает видеть опасность там, где ее нет. Без света человек оказывается изолированным от общества и его охватывает чувство незащищенности. В темноте ослабляется социальный контроль (труднее следить за соблюдением законов и моральных норм), так как у людей появляется соблазн совершить преступления, невозможные днем, что делает темноту особенно опасной.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Основные отрасли психологии
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленный комплекс развивающихся наук, которые в свою очередь можно разделить на фундаментальные, прикладные, общие и специальные, фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение для понимания и объяснения психологии людей и поведения людей независимо от того, какой деяте ...

Типы нервной системы по И. П. Павлову
1. Сильный, уравновешенный, по­движный тип — сангвиник. Его нервная систе­ма отличается большой силой нервных процессов, их равновесием незначительной подвижностью. Поэтому сангвиник — человек быстрый, легко приспосабли­вающийся изменчивым условиям жизни. Его харак­теризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. 2. Сильный, уравновеш ...

Разработка первоначальной формы опросника
Принимается решение о форме ответов: дихотомия, трихотомия, количественная оценка и т.п. Далее, к каждому индикатору придумывают ряд заданий (вопросов или утверждений). При этом должно быть примерно одинаковое число прямых и обратных заданий Требования к формулировкам заданий: - неочевидность значений ответов; - понятность и недвусмыслен ...