Другая психология » Преодоление страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством игры и изобразительной деятельности » Исследование страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Возникновение страха в ответ на действие угрожающего стимула

Исследование страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Возникновение страха в ответ на действие угрожающего стимула
Страница 6

Однако при сильном или длительном страхе торможение может стать настолько устойчивым и трудно - обратимым, что психологически человек начнет умирать молодым, превращаясь в свою тень.

Состояние эмоциональной заторможенности - это жизнь в сумерках. В комнате с плотно задернутыми шторами, когда нет притока свежих сил, бодрости и оптимизма. Жить в страхе - это все равно что постоянно оглядываться назад, исходить из своего травмирующего прошлого и не видеть будущего, его жизнеутверждающего начала. Возникающий в этих случайное, неприятное приобретает роковое значение, становится постоянным знаком опасности. Человек уже не способен, так где нужно, пойти на риск, следовать непроторенным путям, не пугаться тайн и сомнений, то есть он не способен ко всему тому, что составляет основу новаторского и, в более широком плане, созидательного процесса.

При длительно действующем страхе, искажающем эмоционально - волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается все более неадекватным образом. Кажется, что они не так относятся, как раньше, не понимают, осуждают…. Это говорит уже не только о тревожности, но и мнительности. Психические изменения под влиянием страха приводят к развитию труднопереносимой социально - психологической изоляции, из которой нет легкого выхода, несмотря на желание быть вместе со всеми и жить полноценной, творчески активной и насыщенной жизнью. По мере развития психики и усложнений форм его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно - этических чувств и переживаний. Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи так же носят реальный характер. Баба Яга- живое существо, обитающее где–то рядом, а Дядя только и ждет, чтобы забрать их в мешок, если не будут слушаться родителей. Только постепенно складывается объективный характер представлений, когда учатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно – логически. Усложняется и психологическая структура страхов вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувством стыда, вины, гордости и самолюбия.

Эгоцентрические, основные на инстинкте самосохранения страхи дополняются социально опосредованными, затрагивающим жизнь и благополучие других, вначале родителей и ухаживающих за ребенком людей, а затем и людей вне сферы его непосредственного общения. Рассмотренный процесс дифференциации страха в историческом и личностном аспектах - это путь от страха к тревоге, о которой можно говорить уже о старшем дошкольном возрасте и которая как социально опосредованная форма страха приобретает особое значение в школьном возрасте. В разных цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте - страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой в 6 – 8 лет - страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей психического развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов. Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Инстинкт и научение в поведении насекомых
Долгие годы господствовало мнение будто насекомые и другие членистоногие являются существами, поведением которых руководит жесткий «слепой инстинкт». Это представление укоренилось преимущественно под влиянием работ выдающегося французского энтомолога Ж. А. Фабра, который сумел своими блестящими исследованиями убедительно показать, что да ...

Профилактика аддиктивного поведения
Ознакомившись с понятиями аддиктивное поведение и молодежь как группы риска, мы можем перейти к проблеме профилактики аддиктивного поведения. Прежде чем рассмотреть вопрос профилактики аддиктивного поведения, мы изучим сущность профилактики, понятие профилактики в социальной работе. Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и ...

Виды измененных состояний сознаний и их краткие харакеристики. Сон
Обычный сон может наступать, когда человек устал после напряжённой умственной или физической работы. Человек также засыпает после сильного нервного напряжения. Сон может прийти, когда некоторое время находишься без движения. Сидишь на стуле или в кресле, или лежишь на диване или в постели. Может произойти погружение в сон и в транспорте. ...