Другая психология » Конфликтный потенциал личности » Психологические характеристики личности и их влияние на конфликтное взаимодействие. Теоретические основы исследования. Основные понятия.

Психологические характеристики личности и их влияние на конфликтное взаимодействие. Теоретические основы исследования. Основные понятия.
Страница 3

признаке, считает Каменская В.Г., который до настоящего времени оставался без внимания со стороны специалистов. Это неопределенность и непредсказуемость исхода любого конфликта. До развития и разрешения конфликтной ситуации невозможно заранее точно предсказать, чем же завершится данный конфликт.

Любой конфликт всегда выступает как разрыв непрерывности субъективной или социальной жизни группы, после которого может быть осуществлено несколько вариантов дальнейшего развития, некоторые пути которого могут быть прогрессивными, а иные - нет. Всякий острый конфликт - это бифуркация, которая в момент своего развития может привести к совершенно неожиданному повороту развития событий. Индивид, имеющий определенный конфликтный опыт, знает о подобной возможности, отчего неопределенность и неизвестность порождает в нем интенсивное эмоциональное переживание.

Исходя из этого, Каменская В.Г. указывает на четвертый признак конфликта: обязательное эмоциональное напряжение, сопровождающее практически все конфликтные ситуации. Как правило, эмоции, развивающиеся в конфликте, имеют отрицательный знак - раздражение, злобу, тревогу, страх. Они связаны с активно и пассивно оборонительным поведением, что обычно сопровождается серьезными физиологическими и психическими изменениями в организме человека, участвующего в конфликте.

Перечисленные признаки не рядоположены, они образуют определенную систему отношений. Среди рассмотренных признаков несомненным приоритетом обладает противоречие либо в социальных отношениях, либо в структуре мотиваций индивида. Наличие противоречий определяет в целом начало и развитие конфликта. Разрешение "пусковых" противоречий в ходе конфликтной ситуации порождает принципиальную непредсказуемость исхода любого конфликта, который определяется как системой дейстацрдих мотивов участников конфликта, так и средовыми обсщюеяьствами. Чем неопределеннее ситуация, чем выше субъективная значимость конфликтной ситуации, тем острее и болезненнее эмоциональные переживания, которые наиболее травматичны в случае отрицательного для участников результата. Другими словами, эмоциональное состояние и модус переживания интенсивность и знак (положительный или отрицательный) можно рассматривать как производные признаки от содержания противоречий как движущих сил конфликта (Каменская В.Г., 1999).

Анализ операционных понятий конфликта, которыми пользуются исследователи, позволяет выявить наиболее общие признаки в понимании конфликта. В исследованиях Бородкина Ф.М. и Коряк Н.М. были выделены следующие составляющие конфликта:

Конфликтная ситуация (база конфликта) - существует объект конфликта, существуют участники будущего конфликта, но самого конфликта еще нет, нет открытых столкновений.

Оппонентами в конфликтной ситуации выступают любые сложные образования, состоящие из отдельных лиц, групп, подразделений, организаций. Чтобы конфликт произошел., нужны действия со стороны оппонентов, направленные на достижение их целей. Такие действия называют инцидент. Следовательно, конфликт - это конфликтная ситуация плюс инцидент (Бородкин Ф.М., Коряк Г.А., 1989). К общим признакам конфликта относят наличие специфического эмоционального состояния и переживания участников.

Межличностные конфликты рассматриваются как сложное образование, поэтому для их описания необходимо выделить круг понятий, способных полно охарактеризовать конфликты.

Петровская предлагает анализировать межличностные конфликты в рамках четырех факторов: структура конфликта, динамика его развития, функции и типология конфликта (Петровская Л.А., 1977). Структуру конфликта характеризуют следующие понятия:

- участники конфликта,

-условия протекания,

-образы конфликтной ситуации,

-возможные действия участников конфликта,

-исходы конфликтных действий. Рассмотрим каждое понятие. Участниками конфликта могут являться личности или группы людей. На возникновение и развитие конфликта существенно влияют характер участников, их эмоциональное состояние. Помимо этого конфликт зависит от социально-психологической среды, в которой он произошел. Для определения условий протекания конфликта выделены три важнейших характеристики:

1. Пространственно-временная (место осуществления конфликта и время, в течение которого он может быть разрешен)

2. Социально-психологическая (психологический климат в конфликтующей группе, тип и уровень общения, степень конфронтации и состояние участников конфликта)

3. Социальная (вовлеченность в противоречие интересов различных

социальных групп: семейных, профессиональных).

Раскрывая понятие образов конфликтной ситуации Л,А. Петровская выделяет:

1. Представления участников противоречия о своих возможностях, ценностях, потребностях

2. Их представления о противоположной стороне в конфликте

3. Представления конфликтующих сторон о среде и условиях, в которых протекает конфликт.

Возможные действия участников конфликта классифицируются следующим

1. По характеру действий (наступательные, оборонительные, нейтральные)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Разрешение конфликтов
Далеко не всегда удается победить конфликт его в зачаточном состоянии. Поэтому каждому человеку необходимо овладеть методами работы с конфликтом. Выбор стратегии поведения в первую очередь определяется расстановкой сил и позиций. В любом случае необходимо учитывать, что разрешению конфликта мешают: - эмоции: гнев, обила, желание отомстит ...

Занятие №5. «В гостях у муравьёв»
Цель: развитие объёма, концентрации и распределения внимания, произвольного внимания. Задачи: 1. Развивать объём, концентрацию, распределение внимания, наблюдательность. 2. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 3. Создать положительный эмоциональный фон занятия. 4. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпимость. 5. В ...

Итоги формирующего этапа: влияние коррекционной программы, направленной на развитие памяти у учащихся коррекционного 2 класса
Для решения поставленных на констатирующем этапе задач нами была разработана коррекционная программа, направленная на развитие памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста с помощью дидактических игр (см. Приложение Н). На данном этапе были использованы различные методы, приемы, а также развивающие игры по ...