Другая психология » Конфликтный потенциал личности » Психологические характеристики личности и их влияние на конфликтное взаимодействие. Теоретические основы исследования. Основные понятия.

Психологические характеристики личности и их влияние на конфликтное взаимодействие. Теоретические основы исследования. Основные понятия.
Страница 2

Анализ этих и других определений показывает, что при всей близости характеристик, описываемых в качестве компонентов или признаков конфликта, ни одно из определений не может быть принято в качестве универсального.

Признаки конфликта.

Сравнение и анализ различных определений конфликта позволяет выделить его инвариантные признаки и хотя бы в первом приближении ограничить его проблемное поле.

Авторы большинства существующих определений конфликта сходятся относительно лежащего в его основе "столкновения" (синонимами которого могут также выступать "несовместимость", "борьба", "разногласия" и т.д.). Любой конфликт независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, "противоборства".

"Столкновение", прежде всего, предполагает наличие противоречащих друг другу начал. Тема "бинарности" или "поляризма" хорошо знакома философии, в различных формах обращавшейся к ней на разных этапах своего развития. Важно, что эти "полюса", как подчеркивают философы, взаимно предполагают друг друга - как левое и правое, добро и зло, высокое и низкое и т.д. Это означает, что их противостояние не может существовать само по себе. Вне своих конкретных носителей. В контексте проблемы определения конфликтов - это свойство может быть обозначено как биполярность, что означает и взаимосвязанность и взаимопротивоположность одновременно. Истинная точка зрения может существовать, только если с ней сосуществует ложная. Биполярность как особенность конфликта, видимо, характерна и для случаев более широкого социального противостояния. Например, один из видных современных теоретиков в области социологии конфликта Р. Дарендорф считает, что любой конфликт сводится к "отношениям двух элементов". Даже если в конфликте участвует несколько групп, между ними образуются коалиции, и конфликт вновь приобретает биполярную природу (Дарендорф, 1994, с. 142).

Конфликт обнаруживает себя в "борьбе" его разных сторон, которая завершается разрешением, или снятием этого противоречия. Г. Зиммель утверждал, что "конфликт . предназначен для решения любого дуализма, это - способ достижения своеобразного единства, даже если оно достигается ценой уничтожения одной из сторон, участвующих в конфликте" (Зиммель, цит. по: Тернер, 1985, с. 131). Таким образом, наряду с биполярностью, являющейся носителем противоречия, в качестве обязательного атрибута конфликта выступает активность, направленная на преодоление противоречия.

Еще один критерий, на основании которого мы можем охарактеризовать явление конфликта, - это наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта Действительно, "столкновение" как ядро конфликта предполагает осознанную активность сторон. Это согласуется с традицией философского понимания противоречий и их развития, согласно которой, например, в природных противоречиях не бывает фазы конфликта: "Конфликт как фаза противоречия возможен лишь тогда, когда его стороны представлены субъектами. Где субъекта нет - не может быть конфликта" (Штраке, 1977, с. 26).

Таким образом, при первоначальном рассмотрении "конфликт выступает как биполярное явление - противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлещл активным субъектом (субъектами)"(Гришина Н.В., 2000, с. 17). Дальнейшее развитие и применение этого термина определяется тем, в каких сферах бытия и познания развертывается противоречие, каков характер противостоящих друг другу сторон, как происходит их взаимодействие и т.д.

Наши исследовательские интересы направлены на конфликтный потенциал личности в межличностных взаимодействиях, в связи с этим важно выделить основные понятия, употребляемые в этом контексте.

Конфликты в общении - это особые ситуации в общении, которые также соответствуют вышеперечисленным характеристикам.

Конфликт это одновременно и состояние и процесс.

Конфликты в общении носят комплексный характер, детерминируются как индивидуальными, так и социальными факторами и характеризуются, прежде всего, нравственным содержанием: именно нравственные параметры определяют, в конечном счете, их возникновение, протекание или даже разрешение.

Можно согласиться с К. А. Абульхановой-Славской (1981) в утверждении о том что " .нет общения, состоящего только из согласия, сочувствия, симпатии и доверия, поскольку каждое из человеческих отношений в процессе своего построения проходит через противоречия".

По мнению В.Г. Каменской основными признаками конфликта являются:

1) вскрывающиеся противоречия либо в мотивационной структуре индивида, либо в системе интересов социальной группы;

2) необходимость осуществления выбора и соответствующего отказа от альтернативной возможности.

Однако полная характеристика конфликта требует упомянуть еще об одном, третьем

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Систематизация шизофрении по мкб-10
Рубрика Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. F20 Шизофрения F20.0 Параноидная шизофрения F20.1 Гебефреническая шизофрения F20.2 Кататоническая шизофрения F20.3 Недифференцированная шизофрения F20.4 Постшизофреническая депрессия F20.5 Резидуальная шизофрения F20.6 Простая шизофрения. Типы течения шизофренических расстройств ...

Объяснение нерациональных страхов в бихевиоризме. Классическое обусловливания
В соответствии с первой объяснительной моделью формирования нерациональных страхов, классически обусловленные страхи возникают в результате ассоциации безусловных стимулов, еще при рождении (а вероятно - и до момента рождения) вызывающих реакцию страха, с некоторыми первоначально нейтральными стимулами. Джон Уотсон называл несколько, без ...

Деформация личности ребенка
Если матери приходится воспитывать ребенка одной, трудности и ошибки воспитания неизбежны, ибо в отсутствие отца система отношений «мать - ребенок» значительно усложняется. Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. В полной семье эмоциональный фон создает ...