Другая психология » Конфликтный потенциал личности » Психологические характеристики личности и их влияние на конфликтное взаимодействие. Теоретические основы исследования. Основные понятия.

Психологические характеристики личности и их влияние на конфликтное взаимодействие. Теоретические основы исследования. Основные понятия.
Страница 4

2. По степени активности в их осуществлении (активные - пассивные, инициирующие - ответные )

3. По направленности этих действий (на оппонента, на самого себя, к третьим лицам).

Всякий конфликт представляет собой процесс, поэтому конфликты необходимо рассматривать в динамике. При этом выделяются четыре основные стадии развития конфликтов:

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации

2. Осознание объективной конфликтной ситуации

3. Переход к конфликтному поведению

4. Разрешение конфликта. (Л.А. Петровская, 1977).

На основании исследований Анцупов А.Я. (1997) предлагает использовать следующую понятийно - категориальную схему описания конфликта, которая включает следующие 11 основных категориальных групп: сущность социального конфликта; классификация; эволюция; генезис; структура; функции; информация о конфликте; динамика; диагностика и исследование; предупреждение; завершение конфликта. Конфликты можно классифицировать по разным основаниям, Эволюция

конфликта является важнейшей проблемой, хотя ни в одной из наук, изучающих конфликт она пока не представлена. Эволюция конфликта представляет собой его постепенное, непрерывное развитие от простых к более сложным формам. Может рассматриваться на трех уровнях: межвидовом, внутривидовом и онтогенетическом. Не исключено, что конфликт как способ социального взаимодействия не претерпевал пока принципиального совершенствования ни по мере эволюции видов животных, ни по мере развития отдельных видов, в том числе человека. Отсюда возможно, что конфликт не имеет прогрессивной эволюции, а имеет лишь историю развития.

Генезис

конфликта - описание зарождения и последующего процесса развития конфликта как результата действия определенной системы причин и факторов развития. Причины социальных конфликтов можно объединить в 3 группы: объективные, организационно - управленческие и субъективные.

Структура

конфликта - совокупность устойчивых элементов конфликта, динамически взаимосвязанных и организующих конфликт в целостную систему и процесс. Имеет объективный и субъективный уровни, противопоставление, которых неправомерно. На объективном уровне основными элементами структуры конфликта являются основные факторы макроситуации (физической и социальной среды), опосредовано влияющие на конфликт; основные факторы физической и социальной среды, непосредственно влияющие на конфликт; второстепенные участники конфликта; основные участники конфликта; объект и предмет конфликта и др К основным субъективным элементам структуры конфликта можно отнести: психические модели конфликта, имеющиеся у его участников, их актуальные психические состояния; динамические составляющие их индивидуально - психологических особенностей и др,.

Функции

конфликта - воздействие конфликта или его результатов на оппонентов, их отношения и на социальную и материальную среду. По направленности воздействия выделяют деструктивные и конструктивные функции конфликта. В зависимости от сферы влияния можно выделить следующие основные функции конфликта: воздействие на психические состояния и как следствие на здоровье участников; воздействием на взаимоотношения оппонентов; на качество их индивидуальной деятельности; на социально-психологический климат группы, в котором развивался конфликт, на качество совместной деятельности членов группы.

Информация

в конфликте пока практически не разработанная, но в будущем обширная группа понятий, описывающая процесс и результаты системно - информационного анализа конфликта. Характеризует основные информационные потоки, прежде всего связанные с формированием информационных моделей конфликта у его участников и их информационным взаимодействием в процессе развития конфликта.

Динамика

конфликта включает три этапа, каждый из которых состоит из нескольких фаз. Первый этап - развитие доконфликтной ситуации включает 4 фазы: возникновение объективной проблемной ситуации социального взаимодействия; ее осознание субъектами конфликта; попытки разрешить ее неконфликтными способами; возникновение предконфликтной ситуации (начало противодействия или появление негативных эмоций у оппонентов по отношению друг к другу). Второй этап - развитие собственно конфликта, также включает 4 фазы: инцидент -переход предконфликтной ситуации в открытый конфликт; конфликтное взаимодействие; попытки завершить конфликт; завершение конфликта. Третий этап - развитие послеконфликтной ситуации включает две фазы: частичная нормализация взаимодействия участников конфликта после его разрешения; полная нормализация взаимодействия участников конфликта. (Схема I.)

Диагностика и исследование

конфликта - группа понятий, описывающих деятельность по определению сущности и особенностей конфликта на основе его изучения, а также систему принципов, методов и методик исследования конфликтов. Учет пятя принципов повышает результативность работы конфликтолога: междисциплинарный, системный (системно - структурный, системно - генетический, системно -функциональный, системно - информационный); личностно - социально -

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Заключение.
Трансакционный анализ является самостоятельным направлением психологической теории и практики. Психотерапия, разработанная Берном и его последователями призвана освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в ме ...

Заключение.
Профессиональный менеджер, как и профессионал в любой другой области, понимает определенные принципы, выполняет определенные задачи и поддерживает определенные планки стандартов. Совокупность этих элементов и делает менеджера профессионалом. Высокий профессионализм, в свою очередь, зиждется на совокупности личностных черт, позволяющих ме ...

Компромисс
Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию. При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных ...