Другая психология » Конфликтный потенциал личности » Психологические характеристики личности и их влияние на конфликтное взаимодействие. Теоретические основы исследования. Основные понятия.

Психологические характеристики личности и их влияние на конфликтное взаимодействие. Теоретические основы исследования. Основные понятия.
Страница 4

2. По степени активности в их осуществлении (активные - пассивные, инициирующие - ответные )

3. По направленности этих действий (на оппонента, на самого себя, к третьим лицам).

Всякий конфликт представляет собой процесс, поэтому конфликты необходимо рассматривать в динамике. При этом выделяются четыре основные стадии развития конфликтов:

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации

2. Осознание объективной конфликтной ситуации

3. Переход к конфликтному поведению

4. Разрешение конфликта. (Л.А. Петровская, 1977).

На основании исследований Анцупов А.Я. (1997) предлагает использовать следующую понятийно - категориальную схему описания конфликта, которая включает следующие 11 основных категориальных групп: сущность социального конфликта; классификация; эволюция; генезис; структура; функции; информация о конфликте; динамика; диагностика и исследование; предупреждение; завершение конфликта. Конфликты можно классифицировать по разным основаниям, Эволюция

конфликта является важнейшей проблемой, хотя ни в одной из наук, изучающих конфликт она пока не представлена. Эволюция конфликта представляет собой его постепенное, непрерывное развитие от простых к более сложным формам. Может рассматриваться на трех уровнях: межвидовом, внутривидовом и онтогенетическом. Не исключено, что конфликт как способ социального взаимодействия не претерпевал пока принципиального совершенствования ни по мере эволюции видов животных, ни по мере развития отдельных видов, в том числе человека. Отсюда возможно, что конфликт не имеет прогрессивной эволюции, а имеет лишь историю развития.

Генезис

конфликта - описание зарождения и последующего процесса развития конфликта как результата действия определенной системы причин и факторов развития. Причины социальных конфликтов можно объединить в 3 группы: объективные, организационно - управленческие и субъективные.

Структура

конфликта - совокупность устойчивых элементов конфликта, динамически взаимосвязанных и организующих конфликт в целостную систему и процесс. Имеет объективный и субъективный уровни, противопоставление, которых неправомерно. На объективном уровне основными элементами структуры конфликта являются основные факторы макроситуации (физической и социальной среды), опосредовано влияющие на конфликт; основные факторы физической и социальной среды, непосредственно влияющие на конфликт; второстепенные участники конфликта; основные участники конфликта; объект и предмет конфликта и др К основным субъективным элементам структуры конфликта можно отнести: психические модели конфликта, имеющиеся у его участников, их актуальные психические состояния; динамические составляющие их индивидуально - психологических особенностей и др,.

Функции

конфликта - воздействие конфликта или его результатов на оппонентов, их отношения и на социальную и материальную среду. По направленности воздействия выделяют деструктивные и конструктивные функции конфликта. В зависимости от сферы влияния можно выделить следующие основные функции конфликта: воздействие на психические состояния и как следствие на здоровье участников; воздействием на взаимоотношения оппонентов; на качество их индивидуальной деятельности; на социально-психологический климат группы, в котором развивался конфликт, на качество совместной деятельности членов группы.

Информация

в конфликте пока практически не разработанная, но в будущем обширная группа понятий, описывающая процесс и результаты системно - информационного анализа конфликта. Характеризует основные информационные потоки, прежде всего связанные с формированием информационных моделей конфликта у его участников и их информационным взаимодействием в процессе развития конфликта.

Динамика

конфликта включает три этапа, каждый из которых состоит из нескольких фаз. Первый этап - развитие доконфликтной ситуации включает 4 фазы: возникновение объективной проблемной ситуации социального взаимодействия; ее осознание субъектами конфликта; попытки разрешить ее неконфликтными способами; возникновение предконфликтной ситуации (начало противодействия или появление негативных эмоций у оппонентов по отношению друг к другу). Второй этап - развитие собственно конфликта, также включает 4 фазы: инцидент -переход предконфликтной ситуации в открытый конфликт; конфликтное взаимодействие; попытки завершить конфликт; завершение конфликта. Третий этап - развитие послеконфликтной ситуации включает две фазы: частичная нормализация взаимодействия участников конфликта после его разрешения; полная нормализация взаимодействия участников конфликта. (Схема I.)

Диагностика и исследование

конфликта - группа понятий, описывающих деятельность по определению сущности и особенностей конфликта на основе его изучения, а также систему принципов, методов и методик исследования конфликтов. Учет пятя принципов повышает результативность работы конфликтолога: междисциплинарный, системный (системно - структурный, системно - генетический, системно -функциональный, системно - информационный); личностно - социально -

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Высший уровень развития элементарной сенсорной психики
Высшего уровня элементарной сенсорной психики достигло большое число многоклеточных беспозвоночных. Однако, как отмечалось, часть низших многоклеточных беспозвоночных находится в основном на том же уровне психического развития, что и многие простейшие. Это относится прежде всего к большинству кишечнополостных и к низшим червям, а тем бол ...

Нейроанатомия эмоций
Сведения об анатомическом субстрате развития тех или других эмоций обычно черпаются из опытов с разрушением и стимуляцией различных отделов мозга, а также из изучения функций мозга человека в клинике в связи с операциями на мозге и проведением различных лечебных процедур. Первая наиболее стройная концепция, связывающая эмоции с функциями ...

Развитие мотивов учения.
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями: 1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его. На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые о ...