Заключение
Страница 1

Подростковый возраст характеризуется специфическим семантическим и знаковым пространством, соответствующим актуальным потребностям развития личности, идентификацией с одними знаками и обособлением от других. Необходимой частью этого пространства являются значения, отражающие характеристики мужского и женского пола.

В результате проведенного нами исследования особенностей знаковой системы гендерной идентификации современных подростков мы пришли к следующим выводам:

1. Гендерная идентификация может быть представлена в рамках специфических знаков.

2. Гендерную идентификацию можно представить в рамках семантической структуры, через специфическую знаковую систему вербальных символов и обращений.

3. Гендерная идентификация подростков ориентирована как на традиционную культуру, так и на подростковую субкультуру.

1. Подростки для демонстрации половой принадлежности используют специфические невербальные, графические символы одежды, прически и украшений.

4. Выявлены специфические гендерные различия подростков в отношении к знаковым системам, ответственным за половую презентацию: подростки женского пола используют широкий диапазон знаков с многообразными значениями и смыслами; подростки мужского пола в своем большинстве используют меньший диапазон знаков, но их вербальные символы более автономны, свойственны подростковой субкультуре (чувак, кент).

5. У подростков существует свое социально обусловленное знаковое пространство для половой идентификации, включающее специфические формы обращения, предметы, виды деятельности, профессии.

6. У девочек - подростков наблюдается переход с возрастом от использования одних знаков, обозначающих свой пол, к использованию других знаков (от «девочки» к «девушке»). Смена знаков является проявлением динамики самосознания личности и служит показателем более высокого уровня гендерной идентификации девочек.

7. Мальчики прежде всего демонстрируют значимость предметов технокультуры, затем одежды, а девочки - предметов одежды и косметики. Мальчики делают акцент на различных спортивных играх, а девочки - на «домашней» деятельности.

8. Особое место занимает символика агрессии у мальчиков, которая проявляется в вербальных и невербальных знаках.

Таким образом, мы выполнили поставленные задачи и достигли цели.

Гипотезы нашего исследования подтвердились: гендерную идентификацию подростков можно представить через систему знаков/символов. Знаковые системы, презентующие человека как мужчину или женщину, играют определяющую роль в освоении гендерной идентификации в подростковом возрасте.

Теоретические и практические результаты нашей работы могут применяться на уроках/факультативах «Обществознания», «Профориентации», «Этики и психологии семейной жизни», классных часах, родительских собраниях в целях гендерного просвещения и саморазвития личности подростка; использованный нами комплекс психодиагностических методик позволяет диагностировать особенности групповой или индивидуальной знаковой системы гендерной идентификации подростков.

В дальнейшем мы планируем продолжить исследование знаковой системы гендерной идентификации подростков с разным типом гендерной идентичности.

Приложение 1

Методика «Автопортрет» Р. Бернса (США)

Авторы модифицированного варианта

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Значение детско-родительских отношений в развитии самооценки ребенка старшего дошкольного возраста
Очевидно, что значение семейных отношений в развитии личности ребенка и его самосознания очень велико. Л.Я. Гозман и Э.В. Эткин в книге «Семейная педагогика» приводят интересные цитаты для родителей: «Ребенок – это часть природы, а над природой нельзя властвовать, с ней нужно мирно жить, познав закон ее развития. У ребенка всегда свой пу ...

Интерпретация результатов по методикам. Результаты методики №1
В ходе проведения этой методики важно отметить, что бы дети вели себя расслаблено и отвечали без особых затруднений если ребенок затрудняется ответить на какой либо пункт методики, то следует ему задавать наводящие вопросы, или привести какую либо жизненную ситуацию: «Как бы ты поступил …?» Из 10детей затруднялось 3 ребенка, но они могли ...

Характеристики, необходимые для понимания восточных тонкостей отдельных элементов боевого искусства. Распространение восточных боевых искусств во всём мире, краткое пояснение о развитии, культуре и
С каждым годом у традиционных систем физического и духовного самосовершенствования появляется всё больше поклонников. Открываются всё новые школы, клубы, ассоциации йоги, цигун и ушу. Издаются специальные книги, брошюры, журналы, китайские «внутренние» боевые искусства, которыми ещё лет пять назад могли заниматься лишь отдельные счастлив ...