Теории агрессии
Страница 2

Подводя итог анализа подходов, постулирующих врожденный характер агрессивности у человека, отметим, несмотря на самые разнообразные трактовки данного вопроса, их смысл заключается в том, что агрессия есть следствие инстинктивных механизмов поведения, она является неотъемлемой и естественной стороной личности и ослабить ее можно путем направления агрессивной энергии в социально приемлемые формы. В противоположность чисто теоретическим концепциям влечения фрустрационная теория Дж. Доллрда и его коллег положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Основные положения заключаются в следующем: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме; агрессия всегда результат фрустрации. В данной теории выдвигается идея, основанная на необихевиористских концепциях о том, что движущей силой развития человеческой личности является фрустрация, которая всегда существует, так как внешний мир враждебен человеку и на каждом шагу встречаются препятствия. Они могут носить разный характер, выступая в виде физических, моральных, духовных фрустраций. Агрессия, как основной вид борьбы с фрустрацией, может проявляться в различной модальности: и различной форме в поведенческом и вербальном плане: в виде негативизма; проявлений садизма и мазохизма; депрессии и гнева. Соответственно и фрустрационная теория не даст полного объяснения феномену агрессии.

Х. Хекхаузен напротив, утверждает, что оба этих положения не подтверждаются практикой. Во-первых, не всякая агрессия возникает вследствие фрустрации. Во-вторых, далеко не всякая фрустрация и не во всех случаях жизни обязательно ведет к агрессии. Аналогичного мнения придерживается и К. Левин, считая агрессию необязательной, а вовсе лишь одной из возможных реакций человека на фрустрацию. Как отмечает А.В. Александрова, агрессия не проявляется, если человек успевает найти конструктивные пути выхода из ситуации фрустрации до того, как будет превышена пороговая величина уровня напряжения. Считая агрессия деструктивным и вредным последствием фрустрации А.В. Александрова склонна приписывать ей адаптивные функции [15].

В. Франкл так же, как и К. Роджерс не рассматривают агрессивность как формирующее личностное качество и ограничивается подходом к агрессии как к защитному механизму. Психологи-неофрейдисты, приписывая агрессивности защитный реактивный характер, склонный рассматривать ее как приобретенной личное качество.

Пересмотру подлежало и второе положение, выдвинутое Дж. Доллардом о том, что агрессия всегда является следствием фрустрации. Так Р. Берон и Д. Ричардсон в своей монографии «Агрессия» рассматривают поведение наемного убийцы, убивающего людей, которых он раньше никогда не видел и, следовательно, которые не могли его фрустрировать [2].

Согласно теории социального научения, основателем которой выступил американец А. Бандура, схему анализа агрессивного поведения можно представить следующим образом.

Агрессия приобретается посредством биологических факторов (гормоны, особенности нервной системы), научения (непосредственный опыт, наблюдение).

Агрессия провоцируется воздействием шаблонов (возбуждение, внимание); неприемлемым обращением (нападки, фрустрация); побудительными мотивами (деньги, восхищение); инструкциями (приказы); эксцентричными убеждениями (параноидальные идеи).

Агрессия регулируется внешними поощрениями и наказаниями (материальное вознаграждение, неприятные последствия); викарным подкреплением (наблюдением за тем как поощряют и наказывают других); механизмами саморегуляции (гордость, вина).

Поскольку А. Бандура понимает агрессию как обучаемую форму поведения, то и способ ее ослабления он предлагает как ряд процедур по удалению условий, направленных на подкрепление агрессии.

На влияние образца при научении агрессивному поведению указывает и Э. Старович, отмечая, что жестокое обращение с детьми способствует получению ими личного опыта агрессии, который сохраняется и передается от поколения к поколению. Это положение подкрепляется и данными, полученными Ж. Паттерсоном из Орегонского центра социального научения. Их исследования показали, что в семьях с высокоагрессивными детьми родители сами часто проявляют враждебность и бывают непоследовательными в вопросах обучения детей правилам и нормам поведения. Отношения между членами такой семьи могут приобретать вид «провоцирования», которое поддерживает и усиливает агрессивные способы поведения.

Страницы: 1 2 3 4


Теоретический анализ феномена психологической безопасности образовательной среды
Проблема психологической безопасности начала осознаваться в полном объеме лишь в последние годы. Все больше исследователей и практиков обращают внимание на необходимость активной разработки данной проблематики не только на личностном, общественном и государственном уровнях, но и на профессиональном - в связи с профессиональной деятельнос ...

Проксемические особенности невербального общения
Пространство и время также выступают в качестве особой знаковой системы и несут смысловую нагрузку. Недавно было обнаружено, что у человека есть свои охраняемые зоны и территории. Их изучение не только обогатит представление о собственном поведении и поведении других людей, но и поможет спрогнозировать реакцию другого человека в процессе ...

Барьеры самовыражения личности и освобождение от них
В определённом смысле наши поступки в значительной степени предопределены. Влияние родителей формирует самосознание ребёнка, его отношение к людям и окружающей среде. Школа, церковь, соседи, общество и культурные традиции устанавливают барьеры, ограничивающие свободу действий. Это продиктовано соображениями общего блага и общественного п ...