Измененные сознания » Холотропное дыхание

Холотропное дыхание
Страница 3

Характер и течение холотропного процесса зависят от индивидуальных особенностей человека и меняются от сеанса к сеансу. Физические проявления включают, кроме мышечного напряжения, головные боли и боли в разных участках тела, перехватывания дыхания, удушье, тошноту и рвоту, повышенное слюноотделение, потливость, сексуальные ощущения и многообразие моторных движений.

Все это свидетельствует о том, что изменение состояния сознания в процессе холотропной сессии под влиянием гипервентиляции сопровождается разнообразными изменениями физического состояния человека. Станиславом Грофом разработана захватывающе красивая и вместе с тем убедительно строгая концепция, связывающая все многообразие наблюдаемых феноменов и целительных эффектов в единую картину мира, бросающую вызов господствующей научной парадигме.

Идеи Грофа послужили мощным катализатором исследовательской мысли во многих странах мира, в т.ч. в России. Так, группа московских ребеферов, опираясь на работы С.Грофа и глубокое изучение мировых духовных традиций, создала психотехническую дыхательную методику, названную психосинтезом. В руководстве по применению методики психосинтеза в психотерапии различных психических и психосоматических расстройств один из создателей метода - В.Майков - подробно рассматривает связь дыхания и сознания на серьезно мифологическом и этнологическом материале. Обращает на себя внимание тот факт, что слова "дыхание" и "дух" - синоним жизни, однокоренные в подавляющем большинстве мировых языков и наречий. Эта повсеместно наблюдаемая этимологическая связь между дыханием и жизнью не является случайной. По мнению современных исследователей, тот факт, что разные по характеру феномены (психического и физиологического порядка) имеют глубинное этимологическое родство, отражает не просто архаичные недифферинцированные представления наших предков, но и указывает на реальное психофизиологическое единство, а именно - на наличие в глубинных слоях психики определенных пересечений с дыханием как соматическим процессом, причем пересечения эти представляют собой единые функциональные образования. Данная точка зрения может быть подкреплена следующим аргументом.

Известно, что дыхательный гомеостаз является уникальным средством регуляции гомеостаза организма в целом, ибо дыхание подчиняется двойному - соматическому и вегетативному контролю. С общепринятой физиологической точки зрения, гипервентиляция ведет к избыточному выделению из организма углекислого газа, развитию гипокапнии со снижением парциального давления углекислого газа в альвеолярном воздухе и кислорода в артериальной крови, а также респираторному алкалозу. Некоторые исследователи прослеживали гипервентиляционную цепочку изменений гомеостаза еще дальше, вплоть до биохимических процессов в мозге. Оказалось, что изменения здесь весьма напоминают те, которые возникают под действием психоделиков. Далее В.Майков просто цитирует Грофа, говоря о том, что гипервентиляция может быть неспецифическим катализатором глубинных психических процессов наряду с психоделическими веществами. Причем, тот факт, что аналогичные феномены наблюдаются при действии различных по природе факторов, один из которых (гипервентиляция) является сугубо физиологическим, свидетельствует о том, что все эти феномены и эффекты не создаются психоделическим препаратом или интенсивным дыханием, а отражают свойства, присущие нашей психике. На этом экскурс философа Майкова в физиологию заканчивается.

Страницы: 1 2 3 4


Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МЕТОДИКА АУТОИДЕНТИФИКАЦИИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА Э.Г. ЭЙДЕМИЛЛЕРА КАРТОЧКА «А» Я — прирожденный пессимист, настроение у меня всегда понижено. Мир я воспринимаю как бы сквозь черные очки: жизнь мне часто кажется бессмысленной, во всем вижу лишь мрачные стороны. Никак не могу отделаться от ощущения, что вот-вот должно случить ...

Пути формирования у старших дошкольников компонентов готовности к школьному обучению
В настоящее время существуют различные виды программ дошкольного воспитания, предполагающих в той или иной степени формирование у детей компонентов готовности к обучению в школе: 1. Комплексные (все направления в работе эстетическое, физическое, нравственное и т.д.). 2. Специализированные 3. Коррекционные (несколько направлений). В данно ...

Операции и процессы мышления
Процесс мышления подчиняется определенной логике. В структуре мышления можно выделить ряд логических операций — сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Каждая из этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится в сложной взаимосвязи с другими операциями. С помощью функции сравнения устанавливается с ...