Другая психология » Психологические направления » Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала

Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала

Виды памяти различаются в зависимости от того, что запоминается, как запоминается, насколько долго запоминается. В результате экспериментальных исследований и наблюдений были выделены два основных вида памяти с точки зрения длительности сохранения информации — кратковременная и долговременная память. Кратковременная память представляет собой процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд, минут). Но этой длительности достаточно для точного воспроизведения только что произошедших событий, только что воспринятых предметов и событий. После достаточно непродолжительного времени впечатления исчезают, в результате человек оказывается неспособен что-либо вспомнить из того, что он воспринял. В данном явлении присутствует своя целесообразность, так как если бы вся информация оставалась в памяти, внимание не переключалось бы на восприятие и удержание новой информации.

Долговременную память можно охарактеризовать относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. Именно в длительной памяти происходит накопление знаний. Эти знания обычно хранятся в преобразованном виде, т.е. в более обобщенном и систематизированном. К таким знаниям относится информация, которая нужна человеку вообще, а не в данный момент. В связи с этим человек каждый момент не осознает всего, что хранится в его длительной памяти. При кратковременной памяти воспроизведение материала происходит максимально приближенно и в той последовательности, в которой материал воспринимался. Материал еще не успевает переработаться. А вот при долговременной памяти воспринятый материал конструируется, подвергается обработке.

Процесс закрепления впечатлений един, но имеет две стадии. На первой стадии, по мнению ученых, в нервной системе возникает первоначальная, кратковременная электрохимическая реакция, которая не вызывает стойких биохимических изменений в нейронах мозга и быстро проходит. Это механизм кратковременной памяти. При эмоциональном восприятии, повторении наступает вторая стадия. На основе первой реакции осуществляется вторая биохимическая реакция. Это механизм долговременной памяти.

Выделяют также и оперативную память — запоминание различных сведений на время, которое необходимо для выполнения конкретной операции, отдельного акта деятельности. В силу того, что использованную информацию, которая утратила свое значение, помнить не рационально, оперативная память заполняется новой информацией, необходимой для текущей деятельности.


Трудовая деятельность и адаптация как важнейшие факторы антропосоциогенеза
Антропосоциогенез – это процесс происхождения человека, становление его как биологического вида (антропогенез) в процессе формирования общества, которое, в свою очередь обозначается социальным развитием или социогенезом. Методологической основой антропогенеза является естественно-материалистическая теория развития, генетика и дарвинизм, ...

Методы изучения детско-родительских и межличностных отношений дошкольников
Исследование осуществляется в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Исходя из результатов и выводов констатирующего этапа эксперимента, должна быть поставлена и цель формирующего эксперимента, т.е. развития у дошкольников навыков межличностного взаимодействия со сверстниками через коррекцию детско-родительских отношений. ...

Психологические особенности проведения деловых переговоров и бесед. Деловые переговоры, беседы. Методы и техника ведения деловой беседы
Деловое общение обусловлено социальными процессами, но, прежде всего взаимодействием свободных и творчески активных индивидуальных деятелей. Переговоры — это особый вид совместной деятельности двух или нескольких лиц, не связанных отношениями прямого подчинения, направленной на решение стоящих перед ними проблем. Задача переговоров состо ...