Другая психология » Психологические направления » Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала

Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала

Виды памяти различаются в зависимости от того, что запоминается, как запоминается, насколько долго запоминается. В результате экспериментальных исследований и наблюдений были выделены два основных вида памяти с точки зрения длительности сохранения информации — кратковременная и долговременная память. Кратковременная память представляет собой процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд, минут). Но этой длительности достаточно для точного воспроизведения только что произошедших событий, только что воспринятых предметов и событий. После достаточно непродолжительного времени впечатления исчезают, в результате человек оказывается неспособен что-либо вспомнить из того, что он воспринял. В данном явлении присутствует своя целесообразность, так как если бы вся информация оставалась в памяти, внимание не переключалось бы на восприятие и удержание новой информации.

Долговременную память можно охарактеризовать относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. Именно в длительной памяти происходит накопление знаний. Эти знания обычно хранятся в преобразованном виде, т.е. в более обобщенном и систематизированном. К таким знаниям относится информация, которая нужна человеку вообще, а не в данный момент. В связи с этим человек каждый момент не осознает всего, что хранится в его длительной памяти. При кратковременной памяти воспроизведение материала происходит максимально приближенно и в той последовательности, в которой материал воспринимался. Материал еще не успевает переработаться. А вот при долговременной памяти воспринятый материал конструируется, подвергается обработке.

Процесс закрепления впечатлений един, но имеет две стадии. На первой стадии, по мнению ученых, в нервной системе возникает первоначальная, кратковременная электрохимическая реакция, которая не вызывает стойких биохимических изменений в нейронах мозга и быстро проходит. Это механизм кратковременной памяти. При эмоциональном восприятии, повторении наступает вторая стадия. На основе первой реакции осуществляется вторая биохимическая реакция. Это механизм долговременной памяти.

Выделяют также и оперативную память — запоминание различных сведений на время, которое необходимо для выполнения конкретной операции, отдельного акта деятельности. В силу того, что использованную информацию, которая утратила свое значение, помнить не рационально, оперативная память заполняется новой информацией, необходимой для текущей деятельности.


Характеристика действий
Действие - структурная единица деятельности, которая определяется направлением на достижение цели. Действиями называются движения, направленные на предмет и преследующие определенную цель.[3] Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, и составляет деятельность. Виды действия. Деятельн ...

Карта конфликта
Для того чтобы конфликт разрешить, для начала его необходимо проанализировать, т.е.: - понять, что же происходит; - выяснить природу конфликта; - разрешить конфликт. X. Корнелиус и Ш. Фэйр предложили для этого использовать "карту конфликта» Карта помогает нам увидеть и проанализировать то, на что можно было бы просто не обратить вни ...

Элементы учебной деятельности
На определенном этапе развития в жизнь ребенка входит такой вид деятельности, как учение. Это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определенных знаний, навыков, умений. Учебная деятельность включает в себя: 1) усвоение информации, необходимой для осуществления практической деятельности; ...