Другая психология » Проблемы ценностных ориентаций в подростковом возрасте » Деструктивное воздействие средств массовой коммуникации

Деструктивное воздействие средств массовой коммуникации
Страница 2

С другой стороны телевидение способно моделировать поведение "потребителей" информации. Это важно учитывать, так как количество сцен насилия в самых жестоких и извращенных формах превзошло границы восприятия его нормальным человеком. Психологами отмечено, что насилие, лавиной обрушивающееся с экрана, становится "нормой" досуга не только взрослых, но детей и подростков.

Причины интереса СМИ к насилию также являются предметом научного осмысления. Так, Ричард Броди в книге "Virus of the Mind: The New Science of the Meme" (1996; русский перевод: 2001) пишет, что у СМИ есть "только один способ выживания: они должны обращаться к вопросам, к которым мы чувствительны". Кроме того, СМИ ста-раются привлечь зрителей (читателей) чем-то необычным и парадоксальным (ср. расхожее выраже-ние: "Если собака укусила человека – это не новость, но если человек укусит собаку – это новость"). Из СМИ "мы очень мало узнаём о приземлённых, обыденных вещах. То, что мы видим – преступления, катастрофы и сверхчеловеческие достижения спортсменов – это мир, оторванный от повседневной реальности" ; чем меньше вероятность некоего происшествия, тем больше вероятность его освещения в СМИ. Несмотря на то, что, как отмечает Р. Броди, предоставляемая СМИ картина искажает действительность, многие люди сегодня испытывают потребность в получении всё новых и новых "доз" информации, и эта зависимость подобна наркотической.

СМИ, потенциально способные формировать и корректировать убеждения, мнения, поведение людей, на самом деле реализуют эту потенцию в искаженном виде. Борьба за рейтинги выводит на экраны фильмы и программы, формирующие модели поведения, которые нельзя назвать образцовыми: если возникла проблема, то решить её можно только с применением силы (убей, ограбь, укради), если хочешь отдохнуть – купи пива. Образ успешного человека в современной России сильно деформирован (как минимум, это вор). Показательно, что фильмы "Бедная Настя" и "Дорогая Маша Березина" (в этих фильмах показывается тип героев, не характерный для постсоветского кино: всесторонне развитый, решающий проблемы не столько при помощи силы, сколько при помощи знаний), которые показывались изначально в праймтайм, были сдвинуты в телевизионной сетке в менее удобное для просмотра время. Традиционные для общества образцы поведения подменяются псевдоидеалами масскультуры. "Люди, не имеющие к культуре никакого отношения, диктуют нам сегодня музыкальный вкус и моду, - отмечает в интервью газете "Аргументы и факты" музыкальный продюсер Евгений Фридланд. - А радио и телевидение участвуют в этой культурной диверсии против страны" (АиФ, 2004, № 39, с. 21).

Очевидно, что социально значимой становится экология информации – "освоение норм реакции социума и индивида на информационное пространство с целью селекции данных, необходимых для развивающего существования". СМИ не только меняют представление людей о собственном мире, в котором, по мнению Р. Броди, вовсе не прибавилось убийц , они порождают этих убийц, закладывая определённые модели поведения. Отметим, что проблема эскалации насилия и терроризма тоже порождена в большей мере средствами массовой коммуникации. От того, какие стереотипы поведения молодёжь примет за идеал, будет зависеть, что мы будем считать культурой десятилетия спустя и в каком мире будем жить.

Современная социокультурная действительность представляет собой сложную, неоднозначную систему противоречивых процессов во всех, без исключения, сферах жизни общества. Под ее влиянием наблюдается общее снижение уровня духовной культуры общества, установление целого ряда сомнительных, низкохудожественных и, вообще, дегуманизирующих общественное сознание ценностей Подростковый возраст, являясь сензитивным для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствует становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности. Подросткам очень важно ощущать себя причастными к тенденциям и предпочтениям, распространенным в их референтной группе общения. Реакция группирования в данном случае направлена на психологические и социальные модели поведения, общения, а в целом – бытования, обусловленные характером широко распространенных в настоящее время молодежных идеологических конфессий и направлений. Музыка в них играет очень большую роль, являясь, по сути, краеугольным камнем любого из направлений молодежной субкультуры. Этим, в большей степени, и был вызван наш интерес к изучаемой проблеме.

Страницы: 1 2 3


Методы изучения детско-родительских и межличностных отношений дошкольников
Исследование осуществляется в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Исходя из результатов и выводов констатирующего этапа эксперимента, должна быть поставлена и цель формирующего эксперимента, т.е. развития у дошкольников навыков межличностного взаимодействия со сверстниками через коррекцию детско-родительских отношений. ...

Введения
Шизофрения - одно из наиболее частых психических заболеваний. Распространенность шизофрении по данным одного из районов г. Москвы - 6 на 1000 населения, заболеваемость - 2 на 10 000 населения. По данным американской литературы заболеваемость на 1000 человек равна 7,2 (в 1984 г.), а из всех живущих в США людей больны или в течение своей ж ...

Игра как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста с сохранным развитием
Еще Н.К. Крупская писала: «Для детей игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» [10]. Игра ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операциональн ...