Другая психология » Возможности формирования игровой деятельности дошкольника с недостатками слухового восприятия » Работа воспитателя по коррекции и развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников с недостатками слухового восприятия

Работа воспитателя по коррекции и развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников с недостатками слухового восприятия
Страница 4

– Осуществлялось повседневное руководство играми детей, которое включало в себя и обучение детей умению играть;

– Показывались детям всевозможные варианты использования каждой игрушки, предмета, картинки или образа;

– Совместное с ребенком действие.

Перед играми сообщаются детям знания, необходимые для проведения игры, раскрываются детям наименее доступные наблюдению, но существенные факторы социальных взаимоотношений людей.

Проводятся экскурсии, беседы с просмотром фильмов, чтение детских книг с использованием ярких иллюстраций

Подготовительный этап имеет для глухих детей большее значение, чем для слышащих, так как на этом этапе происходит обогащение знаний и представлений об изучаемой стороне действительности, создается положительная мотивация

Отбираются для проигрывания из множества возможных элементы, отражающие наиболее значимые связи и отношения, которые легко воспроизвести в игре.

Проигрываются различные ситуации. В ходе игры дети учатся: действовать в познавательной ситуации, создавать игровые ситуации.

Обязательна для детей дошкольного возраста опора на предметы.

Повторное проведение игр позволяет закрепить понятия и представления детей, при этом применяются косвенные приемы при повторном проведении игр на ту же тему: задаются вопросы, даются советы, делаются напоминания, задействуются интригующие неожиданные сюрпризы, используются шутка, юмор, поощрение, доброжелательное предупреждение, удивление, элемент ожидания и т.д.

Усвоению понятий глухими детьми способствует наличие игрового материала и реальных предметов.

В результате игровая деятельность у детей принципиально меняется: увеличивается воображение детей, сюжеты игр, ролевые действия заметно усложняются, от простого отображения предметных действий дети переходят к изображению взаимоотношений людей, их чувств. В их играх появляется разнообразное использование предметов, которые получали различное значение в игре. Все более существенную роль в играх стало выполняет речь. В процессе игр обогащается словарь детей, возникает большая потребность в общении, реализуемая в ходе игры. Заметно повышается роль слова в регуляции игровых действий. Количество слов, использованных в ходе одной и той же игры увеличивается.

Для активизации игры необходим подбор слов и словосочетаний [14].

Во-первых, это слова и словосочетания, которые необходимы для общения в связи с организацией игры, например: «будем играть», «кто хочет?», «ты кто?», «пожалуйста», «спасибо», «можно», «нельзя» и др. Эта категория слов и словосочетаний усваивается детьми главным образом во время общения, в игре они лишь закрепляются, дети упражняются в их употреблении.

Во-вторых, это слова, обозначающие специфические для данной игры термины: «укол», «капли», «шприц», «пипетка» и т.д. в игре «У врача».

В-третьих, это слова и выражения, которыми дети овладевают на занятиях по речи и которые в ходе игры уточнятся, расширяются, углубляются и закрепляются. Например, название цветов и оттенков, название разных видов транспорта, частей помещения, посуды, одежды и т.д.

Играя, дети начинают постепенно использовать в игре предметы, переименовывая их, так коробок становится мылом, палочка – ложкой, ручка – градусником и т.д. Такие переименования играют важную роль в развитии ребенка, они помогают ему осмысливать знакомую функцию слова и практически овладеть им как способом обобщения наблюдаемых предметов и явлений.

В игре дети учатся умению отвечать на вопросы: что каждый из них будет делать, знают ли они роли, свою и товарищей по игре. Для этого перед каждой игрой дети отвечают на такие вопросы: «Во что вы играете?» или «Во что вы будете играть?», «Ты кто?» – «Я продавец», «Что ты делаешь?» – «Я продаю», «Кто с тобой играет?» – «Оля и Ваня», «Кто Оля и Ваня?» – «Кассир и покупатель», «Что будет делать кассир?» – «Получать деньги» и т.д.

И так мы определили, что умение играть возникает у ребенка с недостатками слуха не спонтанно, а под воздействием обучения. При этом у глухих детей оно не ограничивается формированием игровых действий, выработкой игровых умений и навыков. Обучение включает в себя широкое ознакомление детей с предметным миром, с различными видами деятельности взрослых людей, их отношениями. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят жизнедеятельность взрослых людей и их взаимоотношения в таких играх как «В автобусе», «У врача», «В магазине», «В гостях» и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5


Типология темпераментов И. Канта и В.Вундта
Вундт использовал в своей типологии представление о четырех типах темперамента, выделенных в свое время древнегреческим философом и врачом Гиппократом (V-IV вв. до н.э.) и подробно описанных и названных древнеримским врачом Галеном (II в.). Концепция четырех темпераментов оказалась чрезвычайно жизнеспособной. На протяжении последующих во ...

Типы семейного воспитания и межличностные отношения дошкольников в психологической литературе. Типы семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка
В психологической литературе понятия «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто рассматриваются как синонимы. В данной работе под стилем семейного воспитания понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, опираясь на определение А.Я. ...

Психология как наука
Человек в процессе жизни познает окружающий мир, имеет свое отношение к предметам или явлениям этого мира. Человек действует в этом мире, проявляет свою активность, принимает решения, стремится к цели, проявляет инициативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий, т.е. осуществляет волевую деятельность. Каждый человек отлича ...