Работа воспитателя по коррекции и развитию
сюжетно-ролевой игры дошкольников с недостатками слухового восприятияСтраница 4
– Осуществлялось повседневное руководство играми детей, которое включало в себя и обучение детей умению играть;
– Показывались детям всевозможные варианты использования каждой игрушки, предмета, картинки или образа;
– Совместное с ребенком действие.
Перед играми сообщаются детям знания, необходимые для проведения игры, раскрываются детям наименее доступные наблюдению, но существенные факторы социальных взаимоотношений людей.
Проводятся экскурсии, беседы с просмотром фильмов, чтение детских книг с использованием ярких иллюстраций
Подготовительный этап имеет для глухих детей большее значение, чем для слышащих, так как на этом этапе происходит обогащение знаний и представлений об изучаемой стороне действительности, создается положительная мотивация
Отбираются для проигрывания из множества возможных элементы, отражающие наиболее значимые связи и отношения, которые легко воспроизвести в игре.
Проигрываются различные ситуации. В ходе игры дети учатся: действовать в познавательной ситуации, создавать игровые ситуации.
Обязательна для детей дошкольного возраста опора на предметы.
Повторное проведение игр позволяет закрепить понятия и представления детей, при этом применяются косвенные приемы при повторном проведении игр на ту же тему: задаются вопросы, даются советы, делаются напоминания, задействуются интригующие неожиданные сюрпризы, используются шутка, юмор, поощрение, доброжелательное предупреждение, удивление, элемент ожидания и т.д.
Усвоению понятий глухими детьми способствует наличие игрового материала и реальных предметов.
В результате игровая деятельность у детей принципиально меняется: увеличивается воображение детей, сюжеты игр, ролевые действия заметно усложняются, от простого отображения предметных действий дети переходят к изображению взаимоотношений людей, их чувств. В их играх появляется разнообразное использование предметов, которые получали различное значение в игре. Все более существенную роль в играх стало выполняет речь. В процессе игр обогащается словарь детей, возникает большая потребность в общении, реализуемая в ходе игры. Заметно повышается роль слова в регуляции игровых действий. Количество слов, использованных в ходе одной и той же игры увеличивается.
Для активизации игры необходим подбор слов и словосочетаний [14].
Во-первых, это слова и словосочетания, которые необходимы для общения в связи с организацией игры, например: «будем играть», «кто хочет?», «ты кто?», «пожалуйста», «спасибо», «можно», «нельзя» и др. Эта категория слов и словосочетаний усваивается детьми главным образом во время общения, в игре они лишь закрепляются, дети упражняются в их употреблении.
Во-вторых, это слова, обозначающие специфические для данной игры термины: «укол», «капли», «шприц», «пипетка» и т.д. в игре «У врача».
В-третьих, это слова и выражения, которыми дети овладевают на занятиях по речи и которые в ходе игры уточнятся, расширяются, углубляются и закрепляются. Например, название цветов и оттенков, название разных видов транспорта, частей помещения, посуды, одежды и т.д.
Играя, дети начинают постепенно использовать в игре предметы, переименовывая их, так коробок становится мылом, палочка – ложкой, ручка – градусником и т.д. Такие переименования играют важную роль в развитии ребенка, они помогают ему осмысливать знакомую функцию слова и практически овладеть им как способом обобщения наблюдаемых предметов и явлений.
В игре дети учатся умению отвечать на вопросы: что каждый из них будет делать, знают ли они роли, свою и товарищей по игре. Для этого перед каждой игрой дети отвечают на такие вопросы: «Во что вы играете?» или «Во что вы будете играть?», «Ты кто?» – «Я продавец», «Что ты делаешь?» – «Я продаю», «Кто с тобой играет?» – «Оля и Ваня», «Кто Оля и Ваня?» – «Кассир и покупатель», «Что будет делать кассир?» – «Получать деньги» и т.д.
И так мы определили, что умение играть возникает у ребенка с недостатками слуха не спонтанно, а под воздействием обучения. При этом у глухих детей оно не ограничивается формированием игровых действий, выработкой игровых умений и навыков. Обучение включает в себя широкое ознакомление детей с предметным миром, с различными видами деятельности взрослых людей, их отношениями. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят жизнедеятельность взрослых людей и их взаимоотношения в таких играх как «В автобусе», «У врача», «В магазине», «В гостях» и т.д.
Побочные явления кодирования
За последние 15 лет в наркологической и частично в общей практике необычайно широкое распространение получили методики косвенного или опосредованного внушения. В целом все они относятся к эмоционально-стрессовой психотерапии. Общим для всех этих методик является подавление влечения к алкоголю, наркотикам, курению, перееданию и пр. за сче ...
Разработка первоначальной формы опросника
Принимается решение о форме ответов: дихотомия, трихотомия, количественная оценка и т.п. Далее, к каждому индикатору придумывают ряд заданий (вопросов или утверждений). При этом должно быть примерно одинаковое число прямых и обратных заданий Требования к формулировкам заданий: - неочевидность значений ответов; - понятность и недвусмыслен ...
Деструктивное воздействие средств массовой коммуникации
Расширение информационной среды поставило перед исследователями ряд вопросов о природе взаимодействия информации и человека. Изучается специфика средств массовой информации (СМИ); то, как СМИ влияют на убеждения, мнения, поведение людей – иными словами, те эффекты, которые СМИ оказывают на "потребителей информации". В самом общ ...