Другая психология » Возможности формирования игровой деятельности дошкольника с недостатками слухового восприятия » Работа воспитателя по коррекции и развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников с недостатками слухового восприятия

Работа воспитателя по коррекции и развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников с недостатками слухового восприятия
Страница 2

Руководить игрой детей значит обеспечить отбор отражаемого содержания, его чувственный, действенный и мысленный анализ, его освоение через повторное творческое вариативное воспроизведение, в процессе которого у коллектива детей образуются необходимые системы знаний, навыков, чувств, отношений, т.е., совершается разностороннее развитие каждого из них. Как составить исковое заявление в районный суд.

В то время как в системе воспитания и развития детей проблемам игры нормально развивающегося ребенка уделяется очень большое внимание, в теории и практике педагогической работы с глухими детьми эти вопросы остаются до сих пор недостаточно разработанными.

Между тем уже в 30-е годы Л.С. Выготским было выдвинуто положение о том, что аномальный ребенок, несмотря на все своеобразие, развивается по тем же законам, что и нормальный. Отсюда, в частности, следует, что в развитии детей с недостатками слухового восприятия игра должна выполнять не меньшую роль, чем в развитии их слышащих сверстников [8].

В последние годы были определены особенности игр глухих детей, возможности и закономерности развития этих игр, их роль в формировании личности глухого ребенка. Так, например, было установлено, что глухого ребенка надо специально учить умению играть. Необходимо также руководить его играми. При отсутствии такого руководства задерживается развитие игры, что в свою очередь отрицательно сказывается на формировании личности ребенка.

Все это сделало необходимым и возможным включать в программу обучения и воспитания глухих детей игровую деятельность. Обучение при этом должно проводиться с учетом особенностей глухих детей, своеобразия их игровой деятельности.

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми, различают сюжетно-ролевые игры, игра-труд, дидактические и подвижные игры. Подвижные и дидактические игры имеют огромное значение для развития ребенка с нарушением слуха, но большее внимание специалистами уделяется сюжетно-ролевым играм. Это вызвано тем, что овладение глухими детьми подвижными и дидактическими играми не представляет для них особых трудностей, труднее всего обучать детей сюжетно-ролевым играм, которые, как известно, представляют наибольшую ценность для их всестороннего развития. Обучение этому виду игр предполагает расширение опыта детей, развитие воображения, выработку игровых умений, формирование игровых действий и навыков речевого общения. Эта работа очень сложна, особенно если учесть, что осуществлять ее приходится в условиях ограниченного речевого общения. Сложность руководства игрой усугубляется тем, что при обучении детей конкретным играм необходимо позаботиться и об общем развитии самих детей [7].

Умение играть возникает у ребенка не спонтанно, а под воздействием обучения, которое у глухих детей не ограничивается формированием игровых действий, выработкой игровых умений и навыков. Обучение включает в себя широкое ознакомление детей с предметным миром, с различными видами деятельности взрослых людей, их отношениями [7].

В ходе игры создаются особо благоприятные условия для общения детей (распределение ролей, обсуждение и планирование игровых действий, обозначение условных предметов, ведение бесед по ходу игры), для формирования механизмов обобщающей и регулирующей функции слова. Поэтому сюжетно-ролевые игры способствуют развитию речи детей с недостатками слухового восприятия, которая вначале стоит еще на самой элементарной ступени констатации – обозначение словом предметов, их качеств, действий. По мере обучения речи дети овладевают значениями слов, у них меняется отношение к слову, появляется возможность понимать его настолько, что оно начинает определять собой действия детей. Сама игра толкает детей к овладению все более сложными формами речи. Благодаря использованию в игре предметов-заменителей дети проходят первую ступень отвлечения (абстракции), в результате чего у них развивается речевое мышление. В условиях игры создаются такие ситуации, которые позволяют обогащать речевой запас детей и расширять значения слов. Играя с детьми, «педагог включает в игру новое слово, новое выражение, и благодаря игровому настроению и повторяемости новый речевой материал оживает в ребенке, становится его собственностью, ребенок начинает его употреблять спонтанно»[31].

Страницы: 1 2 3 4 5


Теории темперамента
Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщённых портретов-типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, т.к. с их помощью можно было предсказать поведение людей с определённым темпераментом в конкретных жизненных ситуациях. Древне ...

Определение, виды, функции и развитие воображения. Определение воображения
Для исследования связи воображения с другими психическими процессами необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отра ...

Психологические особенности больного шизофренией
Для шизофрении наиболее значимыми являются своеобразные расстройства, характеризующие изменения личности больного. Выраженность этих изменений отражает злокачественность болезненного процесса. Эти изменения касаются всех психических свойств личности. Однако наиболее типичными являются интеллектуальные и эмоциональные. Интеллектуальные ра ...