Другая психология » Возможности формирования игровой деятельности дошкольника с недостатками слухового восприятия » Работа воспитателя по коррекции и развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников с недостатками слухового восприятия

Работа воспитателя по коррекции и развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников с недостатками слухового восприятия
Страница 2

Руководить игрой детей значит обеспечить отбор отражаемого содержания, его чувственный, действенный и мысленный анализ, его освоение через повторное творческое вариативное воспроизведение, в процессе которого у коллектива детей образуются необходимые системы знаний, навыков, чувств, отношений, т.е., совершается разностороннее развитие каждого из них.

В то время как в системе воспитания и развития детей проблемам игры нормально развивающегося ребенка уделяется очень большое внимание, в теории и практике педагогической работы с глухими детьми эти вопросы остаются до сих пор недостаточно разработанными.

Между тем уже в 30-е годы Л.С. Выготским было выдвинуто положение о том, что аномальный ребенок, несмотря на все своеобразие, развивается по тем же законам, что и нормальный. Отсюда, в частности, следует, что в развитии детей с недостатками слухового восприятия игра должна выполнять не меньшую роль, чем в развитии их слышащих сверстников [8].

В последние годы были определены особенности игр глухих детей, возможности и закономерности развития этих игр, их роль в формировании личности глухого ребенка. Так, например, было установлено, что глухого ребенка надо специально учить умению играть. Необходимо также руководить его играми. При отсутствии такого руководства задерживается развитие игры, что в свою очередь отрицательно сказывается на формировании личности ребенка.

Все это сделало необходимым и возможным включать в программу обучения и воспитания глухих детей игровую деятельность. Обучение при этом должно проводиться с учетом особенностей глухих детей, своеобразия их игровой деятельности.

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми, различают сюжетно-ролевые игры, игра-труд, дидактические и подвижные игры. Подвижные и дидактические игры имеют огромное значение для развития ребенка с нарушением слуха, но большее внимание специалистами уделяется сюжетно-ролевым играм. Это вызвано тем, что овладение глухими детьми подвижными и дидактическими играми не представляет для них особых трудностей, труднее всего обучать детей сюжетно-ролевым играм, которые, как известно, представляют наибольшую ценность для их всестороннего развития. Обучение этому виду игр предполагает расширение опыта детей, развитие воображения, выработку игровых умений, формирование игровых действий и навыков речевого общения. Эта работа очень сложна, особенно если учесть, что осуществлять ее приходится в условиях ограниченного речевого общения. Сложность руководства игрой усугубляется тем, что при обучении детей конкретным играм необходимо позаботиться и об общем развитии самих детей [7].

Умение играть возникает у ребенка не спонтанно, а под воздействием обучения, которое у глухих детей не ограничивается формированием игровых действий, выработкой игровых умений и навыков. Обучение включает в себя широкое ознакомление детей с предметным миром, с различными видами деятельности взрослых людей, их отношениями [7].

В ходе игры создаются особо благоприятные условия для общения детей (распределение ролей, обсуждение и планирование игровых действий, обозначение условных предметов, ведение бесед по ходу игры), для формирования механизмов обобщающей и регулирующей функции слова. Поэтому сюжетно-ролевые игры способствуют развитию речи детей с недостатками слухового восприятия, которая вначале стоит еще на самой элементарной ступени констатации – обозначение словом предметов, их качеств, действий. По мере обучения речи дети овладевают значениями слов, у них меняется отношение к слову, появляется возможность понимать его настолько, что оно начинает определять собой действия детей. Сама игра толкает детей к овладению все более сложными формами речи. Благодаря использованию в игре предметов-заменителей дети проходят первую ступень отвлечения (абстракции), в результате чего у них развивается речевое мышление. В условиях игры создаются такие ситуации, которые позволяют обогащать речевой запас детей и расширять значения слов. Играя с детьми, «педагог включает в игру новое слово, новое выражение, и благодаря игровому настроению и повторяемости новый речевой материал оживает в ребенке, становится его собственностью, ребенок начинает его употреблять спонтанно»[31].

Страницы: 1 2 3 4 5


Описание методики №2. Шкала Гамильтона для оценки депрессии (адаптированный вариант)
1. Депрессивное настроение (подавленность, безнадежность, беспомощность, чувство собственной малоценности). 0 - отсутствие 1 - выражение указанного чувства только при прямом вопросе 2 - высказывается в жалобах спонтанно 3 - определяется не вербальным выражением, а посредством наблюдения: мимика, поза, голос, плаксивость 4 - выражаются то ...

Психологические концепции сознания 18-19 вв.
Знаменательно, что именно в 18 столетии, в Веке Разума, произошло второе рождение древних и эзотерических методов врачевания, вхождения в трансовые и измененные состояния сознания, оказавшихся теперь в центре всеобщего внимания. Особый вклад в развитие концепции сознания связан с нетрадиционными и новаторскими для своего времени психотер ...

Психологическая совместимость, конфликты и межличностные отношения
Психологическая совместимость. Межличностные отношения выражаются в совместимости людей. Совместимость — оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Принято выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологичес ...