Другая психология » Внушение и его роль в общественной жизни » Внушение в психолого- педагогической работе

Внушение в психолого- педагогической работе
Страница 2

Внушающее наставление – не универсальное суггестопедическое средство. Оно даёт наилучшие результаты, когда перед суггестологом пассивные, легковнушаемые люди.

Поэтому задача внушающего наставления состоит в том, чтобы дать человеку первый импульс к преодолению пассивности, лени, безразличия к своим успехам.

Например, в школе.

Коля М. – застенчивый мальчик. Учась в 1-м – 2-м и третьем классах проявлял устойчивую недооценку своих возможностей. В четвёртом классе началось предметное преподавание. Это отрицательно повлияло на успехи Коли. Нередко он отказывался выходить к доске, говорил тихим, срывающимся голосом, часто останавливался и ждал подсказки с места.

Опытная учительница русского языка, Татьяна Ивановна Ш., умело поставив "диагноз" духовного состояния Коли, на очередном уроке сказала: "Проверила ваши сочинения. Одно из лучших у Коли. Он молодец. Коля встань! Поправь плечи! Так хорошо! Посмотри мне в глаза. Ты можешь и будешь отвечать громко и уверенно выученный урок! Иди к доске!"

Ответ Коли был не очень правильным, но говорил он громко, уверенно, постоянный испуг в глазах исчез.

Здесь педагог требует от ученика не размышлений, а повиновения.

2. косвенное внушение. Рассчитано также на безоговорочное принятие информации, но само сообщение подаётся не в приказной (императивной) форме, а в виде раскрытия факта или описания какого-либо случая, которое будучи воспринято человеком, оказывает, помимо воли и критики субъекта влияние на его поведение. Это воздействие путём примера большой внушающей силы или рассказа, влияющего на человека окольным путём.

Намёк осуществляется в целях воздействия на эмоции и установку человека путём шутки, иронии, совета, аналогии.

Внушающее косвенное одобрение: Одобрение, похвала рассчитаны на эмоциональное восприятие и имеют большую внушающую силу – человек внутренне утверждается в своих силах и возможностях.

Внушающее косвенное осуждение: Эта форма косвенного внушения обычно немногословна. Это лаконичное, но действенное влияние слов, рассчитанное не на "лобовую атаку". [ 20 ]

3. самовнушение. Применение в воспитательных целях самовнушения требует довольно высокого развития личности. Самовнушение успешно используется для преодоления страха перед трудностями, для снижения или повышения уровня притязаний, для преодоления неуверенности в своих силах и в других подобных случаях, связанных с усилением воли и борьбой с внутренними колебаниями.

Важнейшим показателем целесообразности использования самовнушения является высокая степень сознательности человека. При соблюдении этого условия обучение приёмам самовнушения не составляет для суггестолога особого труда, так как человек сам видит свои недостатки и сознательно стремится их преодолеть.

В первоначальной беседе педагог или психолог разъясняет человеку, что успех самовнушения находится в прямой зависимости от степени его собственного желания достичь цели (избавиться от недостатка), а также от его умения сосредоточиться на предмете внушения.

Формулы самовнушения произносятся от первого лица, в настоящем времени, в утвердительной форме: "Я могу выполнить это в лучшем виде" и пр.

Сеансы самовнушения проводятся перед сном и сразу после пробуждения. Именно в это время кора головного мозга слегка заторможена, вследствие чего снижена критическая сторона психики.

Если субъект обучен приёмам аутотренинга, то целесообразно формулы самовнушения произносить в состоянии мышечной релаксации. Владея техникой психорегулирующей тренировки, человек расслабляется, а затем сам несколько раз подряд произносит фразы, настраивающие на достижение намеченной цели.

В педагогике используют такой вид внушения как релаксация в системе нравственного воспитания и в дидактических целях. Этот вид внушения проводят с "трудными" детьми, детьми с различными отклонениями от нормы, антисоциальными установками.

Релаксопедия представляет собой вербальное внушение, использующее релаксацию (психическое и физическое расслабление) как средство, способствующее усилению внушающего действия слов.

Релаксация обеспечивает известное отключение сознания от раздражений, поступающих из внутренней и внешней сфер.

Страницы: 1 2 3


Социальный интеллект
Социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа "человек-человек". Термин "социальный интеллект" был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения "дальновидности в межличностных отношениях". Многие известные психологи внесли своё понимание в интерпретацию этог ...

Психологические аспекты эффективного общения: как надо и как не надо слушать
Какова бы ни была цель общения, всегда полезно знать приемы правильного слушания. Психологи Института психологии Чикаго разработали ряд практических советов и рекомендаций эффективного общения. Это следующие правила[19]. 1. Выясните свои привычки слушать. Каковы Ваши сильные стороны? Какие Вы делаете ошибки? Может, Вы судите о людях посп ...

Возрастные аспекты креативности.
В большинстве областей творчества выдающиеся достижения принадлежат, как правило, молодым людям, а пик менее значимых приходится на средний возраст (Lehman, 1966). Это можно объяснить по-разному: с возрастом креативность ослабевает, с возрастом изменяется мотивация, молодые люди более склонны к поиску отдаленных ассоциаций. Что можно ска ...