Практическое исследование
Страница 1

Для определения уровня внушаемости я использовал три методики: самооценка эмпатических способностей, оценка суггестивности и дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду).

Самооценка эмпатических способностей (по В. В. Бойко).

Самооценку человека весьма целостно представляет методика определения способности к эмпатии. Результаты её применения существенны также социально-психологической характеристики человека в плане индивидуально-своеобразных возможностей овладения им своей родовой сущностью в конкретных межличностных отношениях. (см. таблицу № 2)

Эмпатия (как соопереживание), уже по её определению, предполагает эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей вплоть до подражания их действиям. На основе эмпатии человек скорее познаёт себя и становится способным сочувствовать себе подобным, понимая и предугадывая их состояние. Развитые эмпатические способности свидетельствуют об адекватном жизненном опыте и о возможности самоконтроля по отношению к явлениям агрессивности, фрустрированности и ригидности. [ 6 ]

Оценка суггестивности.

Эмпатия предполагает наличие у человека определённой внушаемости, позволяющей ему учавствовать в межличностном взаимодействии. При этом и пониженная внушаемость, тем не менее, позволяет достаточно адекватно адаптироваться в человеческом общежитие, опираясь на эмпатические способности.

Дальнейшее изучение структуры самооценки требует учёта результатов этой методики, смысл которой обязательно раскрывается после её выполнения.

Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду).

Внушаемость и эмпатические способности связаны не только с характером активности человека, но и с его самочувствием, которое желательно выразить именно в терминах чувств и эмоций. Для этого вполне применима методика К. Изарда. Её содаржание вновь предполагает активную позицию испытуемых, что является непременным условием самооценки и самопознания. (см. таблицу № 3)

На предприятии, по месту моей непосредственной работы, мною была организована группа в количестве 20 человек, на которой я применил представленные методики. По результатам самооценки эмпатических способностей получил следующие данные:

Высокий уровень эмпатии – 2 человека

Средний уровень эмпатии – 9 человек

Заниженный уровень эмпатии – 5 человек

Очень низкий уровень эмпатии – 4 человека

Показатели по отдельным шкалам вынесены в таблицу (см. приложение, таблица №2):

Рациональный канал эмпатиихарактеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека – на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональной эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпотирующему не предвзято выявлять его сущность.

Эмоциональный канал эмпатии

. Фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, соучавствовать. Эмациональная отзывчивость в данном случае становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.

Интуитивный канал эмпатии.Бальная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии,

соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедив себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапозон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет припятствий со стороны установок личности.

Проникающая способность в эмпатии

расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Страницы: 1 2 3 4


Теория развития компетентности К. Двек.
Кэрол Двек и ее коллеги предположили, что различия между достижением и компетентностью следует рассматривать, учитывая свойственные людям представления об истоках этих мотивов. Двек утверждает, что одни люди осознают компетентность как навыки и знания, которыми они в данный момент обладают. Они говорят себе: «Я таков, и, следовательно, э ...

Опросник ДДО
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Содержание методики. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов ...

Современные концепции личности. Зигмунд Фрейд: Психодинамическое направление в теории личности[1]
Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о том, что люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в сфере неосознаваемых побуждений. Рассмотрим сначала его взгляды на организацию психики. В психической жизни Фрейд выделил три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и пе ...