Современный этап профориентации
Страница 1

Система профориентации складывается из подсистемы, каждая из которых имеет свои задачи. В целом она выходит за рамки задач и возможностей школы и требует включения других её участников – профессионально-технические училищ, ВУЗов, техникумов, предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи.

Главная задача профоринетации – формирование профессионального призвания.

Призвание – свойство личности, в которое входят: интерес к определённой деятельности, стремление выполнять её, а также обоснованная самооценка субъекта к ней.

В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация.

Профориентация – очень объёмное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, так как с самого рождения ориентирует ребёнка на «жизненный успех», на «успешную карьеру». Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.

И профориентация и профконсультация – это «ориентирование» школьника, тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» учащихся, выступающего в роли субъекта самоопределения.

Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью развития личности, ее следует рассматривать в единстве и взаимосвязи с общим, нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Правильный выбор профессии является важнейшим условием целостного развития, личности. Именно такие люди необходимы для решения задач ускорения социально-экономического развития страны. Поэтому стратегической целю всей профориентационной работы является обеспечение оптимального сочетания интересов общества и отдельной личности в выборе сферы трудовой деятельности.

В содержание профориентационной работы в школе входит:

1. Сообщение учащимся знаний о массовых профессиях и тех требованиях, которые они предъявляют к личности.

2. Изучение индивидуальных потребностей и возможностей учащихся в целях формирования и развития у них профессиональных интересов, склонностей и способностей.

3. Подведение учащихся вплотную к овладению определенной профессией.

4. Оказание помощи выпускникам в выборе профессиональной деятельности.

Процесс профориентации школьников можно разделить на последовательно сменяющие друг друга этапы: ориентационно-подготовительный (1-4 классы), связанный с выработкой у школьников социальной позиции; ориентационно-побудительный (5-7 классы), связанный с воспитанием у школьников интереса к рабочим профессиям; ориентационно-производительный (8-9 классы), имеющий целью формирование индивидуальных склонностей в профессиональной деятельности, повышение уровня профессионально-нравственного самосознания школьника; ориентационно-заключительный (9 класс) предполагает окончательное уточнением конкретировку путей реализации профессиональных намерений школьников, общественно одобрение сделанного выбора.

Страницы: 1 2 3


Стадии личностного развития человека
В отличии от приведенной выше логики процессов образования человека, выделяют всего три фазы развития личности: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в координатах потребностей и способностей, извне приписываемых человеку. Вместо сознания и самосознания вертикаль человеческого бытия представляется потребностями а горизонталь – способн ...

Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста. Состояние эмоционально-волевой сферы у младших школьников
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношении человека к миру и людям, процессе и результатах его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» э ...

Результаты и их обсуждение
Прежде, чем представить результаты проведенного исследования, необходимо отметить следующее. Вопрос о выборе профессии подростком – сложный вопрос. Как показывают данные многих авторов, во многом этот выбор определяется эмоциональным состоянием подростка и особенностями социализации в этом возрасте (следование за друзьями, любимой девушк ...