Современный этап профориентацииСтраница 2
Сложились и приняты практикой основные принципы профориентации в школе. Основные из
них: воспитывающий
характер и политехническая направленность; формирование профессиональных
намерений
соответственно интересам и склонностям личности и потребностям конкретного экономического района в кадрах; взаимодействие школы, семьи и производства по формированию профессиональных намерений учащихся; комплексный характер профориентационной работы.
Сформированы требования системе профессиональной ориентации.
Во-первых, система должна обеспечить органическую связь целей, задач и содержания воспитательной работы по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, а также технологии средств методов осуществления этой работы.
Во-вторых, система должна обеспечивать связь не только между отдельными воспитательными мероприятиями и видами деятельности учащихся одного класса, но также и всей школы; связь не только между коллективными и групповыми методами работы, но также между коллективными формами и индивидуальной работой с каждым учащимся.
В-третьих, система должна обеспечивать четкую организацию всей профориентационной работы в школе, а также в каждом классе в известной последовательности и завершенности.
В-четвертых, система профориентации должна включать повседневное и дифференцированное руководство процессом формирования готовности учащихся к сознательному выбору профессии. Это руководство может осуществляться со стороны учителей, классного руководителя, администрации школы.
В.Ф.Сахаровым разработаны критерии эффективности профориентации. I критерий – общественный, когда имеет место все большее сближение между профессиональными намерениями выпускников и потребностями данной территории в кадрах. II критерий – личный, все большее сближение между начальными профессиональными намерениями выпускников и реальным выбором профессии по окончании школы. III критерием является производственная и общественная активность, овладение профессией, проявление творчества в производственной деятельности, участие в рационализации, изобретательстве, общественной работе коллектива. IV и самый важный критерий – удовлетворение выбранной профессией, отсутствие смены профессии (текучесть), нахождение призвания.
Профориентационная подготовка в процессе обучения выступает как часть более общей системы профориентации школьников и должна, естественно, вписываться в нее.
Основания профориентации школьников.
Первое. В связи сложившейся структурой занятости работоспособного населения и перспективой (10-15 лет) социально-экономического развития страны ориентацию молодёжи
на рабочие профессии следует считать основным
направлением всей профориентационной работы.
Второе. Профориентация должна
включать в себя не только подготовку к выбору профессии,
но и сформированность профессионального самосознания, что
служит основой для будущей профессиональной
подготовки.
Третье. В связи с рядом объективных обстоятельств (рубеж выбора пути дальнейшего образования, психологические особенности возраста и др.) основная работа по профориентации школьников на рабочие профессии ложится на школу и УПК.
Четвертое. Учитывая особую важность работы по профориентации школьников, необходимо, чтобы она являлась частью всего учебно-воспитательного процесса в школе и УПК.
Технологические варианты (приемы) психологического консультирования в
Интернете
На наш взгляд, у заочного вида психологической помощи, а в данном случае у Интернет-консультирования, есть содержательные преимущества по сравнению с другими видами психологического консультирования. Мы уже писали об этом выше, в первых частях нашего курсового исследования. Здесь же мы подчеркнем именно технологически-вариативные процесс ...
Самооценка= успех: притязания.
Е.А. Серебрякова исследовала роль успешности выполняемой деятельности в формировании самооценки и уверенности в себе. В своих исследованиях она стремилась максимально приблизиться к реальным жизненным условиям. В результате своего исследования Серебрякова установила несколько видов самооценки: 1. устойчивую адекватную самооценку; 2. неад ...
Когнитивный компонент креативности
Эдвард Дебоно (Edward DeBono, 1970, 1987) посвятил немало работ вопросам креативности. Он считает, что в ходе эволюции развивалась способность к вычленению предсказуемого и постоянного. Исследуя окружающий мир, индивид связывает различные элементы воздействующего на него стимула. Это позволяет сформировать образ последнего, даже если в н ...
