Психодиагностические методикиСтраница 1
В нашем экспериментальном исследовании применялись методики, направленные на диагностику профессиональной направленности и диагностику профессиональной направленности и диагностику индивидуальных особенностей личности (диагностика темперамента и лидерских способностей).
1. Тест-опросник Г.Айзенка подростковый.
Диагностика темперамента. [21]
Это один из самых известных тестов. На его создание ушло несколько десятков лет. Сегодня в мире насчитывается несколько тысяч исследований, посвящённых адаптации и использованию этого опросника.
Цель опросника: выявить особенности темперамента подростка.
Инструкция: Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения, если Вы отвечаете на вопрос утвердительно, то поставьте знак «+», если отрицательно, то знак «-».
Интерпретируя результаты опросника, Айзенк выделил два параметра индивидуальности человека:
экстраверсию-интроверсию и эмоциональную устойчивость (стабильность) – эмоциональную неустойчивость, нестабильность (нейротизм).
Часть вопросов определяют, насколько вы искренни в ответах.
Экстраверты
– люди, ориентированные на окружающий мир, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движения и риск. Для них характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно это активные, шумные люди, «душа компании», заводилы, отличные бизнесмены и организаторы, обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях. Хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решения.
Интроверты
– люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира. Они склонны к размышлениям, самоанализу, необщительны, замкнуты и испытывают затруднения в социальной адаптации и часто социально пассивны. Они более осторожны, аккуратны и педантичны, лучше справляются с монотонной работой.
С помощью опросника определяют тип темперамента. Изображают координаты и откладывают баллы (от 0 до 24) по осям устойчивость – нейротизм и интроверсия-экстраверсия. Сочетание характеристик указывает на тип темперамента. В верхней правой части (неустойчивые экстраверты) разместятся холерики; в левой нижней – флегматики и в левой верхней – меланхолики.
Нейротизм (эмоциональная неустойчивость) | |||||||
24 | |||||||
Меланхолик |
Холерик | ||||||
13 | |||||||
0 |
Интроверсия |
12 |
13 |
Экстраверсия |
24 | ||
12 | |||||||
Флегматик |
Сангвиник | ||||||
0 | |||||||
Эмоциональная устойчивость | |||||||
Данные представлены в приложении (таб. 1)
2. Опросник определения преобладающего типа темперамента [21]
Людям чаще свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.
Мы использовали данный опросник с целью уточнения полученных данных предыдцщего опросника Айзенка.
После ответов на вопросы подсчитывается количество плюсов по каждой карточке отдельно. Затем вычисляют процент положительных ответов по каждому типу темперамента:
где Х, С, Ф, М – типы темперамента; А1, А2, А3, А4 – число положительных ответов по карточкам;
А – общее число положительных ответов по четырём карточкам.
В конечном виде формула темперамента» приобретает примерно такой вид:
Т = 35% Х + 30% С + 14% Ф + 21% М
Это значит, что данный темперамент на 35% - холерический, 30% - сангвинический, 14% - флегматический и 21% - меланхолический.
2. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) разработанный Е.А.Климовым. [21]
Климов разделил все профессии на 5 основных типов.
Разработка первоначальной формы опросника
Принимается решение о форме ответов: дихотомия, трихотомия, количественная оценка и т.п. Далее, к каждому индикатору придумывают ряд заданий (вопросов или утверждений). При этом должно быть примерно одинаковое число прямых и обратных заданий Требования к формулировкам заданий: - неочевидность значений ответов; - понятность и недвусмыслен ...
Практическое задание к контрольной работе "Теоретические основы
психологии управления"
Тест "Анализ своих возможностей" Назначение теста: Дать основу для систематизирования своих сильных сторон и ограничений, мешающих выполнять работу по управлению. Время для проведения теста: 20 минут и затем еще 40 минут на обдумывание и обсуждение. Условия проведения: Важно не торопится с завершением работы, поэтому выберите с ...
Особенности личности младших школьников
В младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности. Новые отношения с учителями и сверстниками, включение в новый вид деятельности — все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, формирует характер, волю. Конечно, моральное развитие и воспитание ...