Психодиагностические методикиСтраница 1
В нашем экспериментальном исследовании применялись методики, направленные на диагностику профессиональной направленности и диагностику профессиональной направленности и диагностику индивидуальных особенностей личности (диагностика темперамента и лидерских способностей).
1. Тест-опросник Г.Айзенка подростковый.
Диагностика темперамента. [21]
Это один из самых известных тестов. На его создание ушло несколько десятков лет. Сегодня в мире насчитывается несколько тысяч исследований, посвящённых адаптации и использованию этого опросника.
Цель опросника: выявить особенности темперамента подростка.
Инструкция: Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения, если Вы отвечаете на вопрос утвердительно, то поставьте знак «+», если отрицательно, то знак «-».
Интерпретируя результаты опросника, Айзенк выделил два параметра индивидуальности человека:
экстраверсию-интроверсию и эмоциональную устойчивость (стабильность) – эмоциональную неустойчивость, нестабильность (нейротизм).
Часть вопросов определяют, насколько вы искренни в ответах.
Экстраверты
– люди, ориентированные на окружающий мир, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движения и риск. Для них характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно это активные, шумные люди, «душа компании», заводилы, отличные бизнесмены и организаторы, обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях. Хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решения.
Интроверты
– люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира. Они склонны к размышлениям, самоанализу, необщительны, замкнуты и испытывают затруднения в социальной адаптации и часто социально пассивны. Они более осторожны, аккуратны и педантичны, лучше справляются с монотонной работой.
С помощью опросника определяют тип темперамента. Изображают координаты и откладывают баллы (от 0 до 24) по осям устойчивость – нейротизм и интроверсия-экстраверсия. Сочетание характеристик указывает на тип темперамента. В верхней правой части (неустойчивые экстраверты) разместятся холерики; в левой нижней – флегматики и в левой верхней – меланхолики.
|
Нейротизм (эмоциональная неустойчивость) | |||||||
|
24 | |||||||
|
Меланхолик |
Холерик | ||||||
|
13 | |||||||
|
|
Интроверсия |
12 |
13 |
Экстраверсия |
24 | ||
|
12 | |||||||
|
Флегматик |
Сангвиник | ||||||
|
0 | |||||||
|
Эмоциональная устойчивость | |||||||
Данные представлены в приложении (таб. 1)
2. Опросник определения преобладающего типа темперамента [21]
Людям чаще свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.
Мы использовали данный опросник с целью уточнения полученных данных предыдцщего опросника Айзенка.
После ответов на вопросы подсчитывается количество плюсов по каждой карточке отдельно. Затем вычисляют процент положительных ответов по каждому типу темперамента:
где Х, С, Ф, М – типы темперамента; А1, А2, А3, А4 – число положительных ответов по карточкам;
А – общее число положительных ответов по четырём карточкам.
В конечном виде формула темперамента» приобретает примерно такой вид:
Т = 35% Х + 30% С + 14% Ф + 21% М
Это значит, что данный темперамент на 35% - холерический, 30% - сангвинический, 14% - флегматический и 21% - меланхолический.
2. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) разработанный Е.А.Климовым. [21]
Климов разделил все профессии на 5 основных типов.
Операциональное определение
Основными иррационального страха как состояния являются описанные в разделе 1.4. симптомы. Первоначально мы ориентировались на следующее выделение его причин, предложенное В. Леви. панфобии: общебытийные страхи, страх одиночества, страх за жизнь близких, страх темноты, войны, стихийных бедствий, страх старения, увядания. Зависимостные ст ...
Психология как наука
Человек в процессе жизни познает окружающий мир, имеет свое отношение к предметам или явлениям этого мира. Человек действует в этом мире, проявляет свою активность, принимает решения, стремится к цели, проявляет инициативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий, т.е. осуществляет волевую деятельность. Каждый человек отлича ...
Определение термина «возраст»
Согласно диалектическому пониманию развитие не является процессом только чисто количественных изменений, а также увеличения или уменьшения каких-либо психических проявлений, свойств и качеств. Соответственно и психическое развитие нельзя целиком сводить" к тому, что с возрастом что-то увеличивается, например словарный запас, объем в ...

0