Другая психология » Cоциально-психологические механизмы влияния » Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен

Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен
Страница 1

Общественная проблема: появление и существование в современном обществе тоталитарных групп несет в себе серьезную угрозу, недостаточно осознается обществом и правительственными структурами. Их феномен выступает, с одной стороны, дестабилизирующим фактором духовности общества, с другой - тоталитарная группа является средством десоциализацию индивида.

Цель статьи: выделить и охарактеризовать основные признаки тоталитарной группы, проанализировать ее феномен, пагубное влияние на социальное поведение и психику индивида.

Сущностное содержание: анализируются объективные и субъективные факторы, приводящие к появлению в обществе тоталитарных групп, выделяются признаки тоталитарной группы; раскрываются социально-психологические механизмы привлечения индивида в группу, тотального психологического давления на нее и последствия пребывания индивида в тоталитарном группе.

По меткому выражению Цицерона, в мире нет такой нелепости, у которой не нашлось бы последователей. Тоталитарные группы можно отнести именно к такой нелепости, сторонниками которой становятся люди разной судьбы, разной образованности и разного возраста. Однако обстоятельства их появления, существование и деятельность еще недостаточно изучены ни социальными психологами, ни религиоведа, ни социологами. Правительства многих стран, общественность столкнулись с этой проблемой с конца ХХ века. Эти хорошо организованные группировки требуют пристального внимания и ученых разного профиля, и правительственных структур. По приблизительным оценкам, сейчас в Украине почти миллион человек являются адептами разного рода тоталитарных групп. Среди них около 8 процентов - педагоги, которые выступают не только активными агитаторами, проповедниками, но и вербовщиками в свои члены совсем юных людей. Терминологически название явления еще окончательно не сложилась. Для его описания ученые пользуются разными понятиями: тоталитарные группы, деструктивные группировки, культы, молодежные секты, сектоподибни объединения, новейшие религиозные культы и т.д. Неопределенность названия свидетельствует неизученности этого нового явления в общественном бытии, общественном поведении людей. Одновременно в самом названии отражается определенное противостояние общепризнанным демократическим ценностям, угроза безопасности духовной жизни населения, опасный психологическое воздействие таких групп на личность.

Следует отметить, что появление группировок, культов, сект, поклонение новоявленным "мессия", идолам - не новое явление в истории человечества. Только церковная история насчитывает много попыток скола от основной доктринальной линии, создание замкнутых группировок с достаточно сильной сплоченностью членов, верой в новое учение. Однако нынешний всплеск появления новых группировок имеет характерные обстоятельства, способствовавшие их возникновению.

Впервые понятие нетрадиционных культов использовал Э. Трельч, который классифицировал нетрадиционные ответвление в устоявшихся конфессиях. Он отмечал, что основной целью таких группировок является духовность, стремящейся оживить мертвую традицию. С загальносоциологичнои точки зрения, нетрадиционные группировки - это выделены группы, которые не соответствуют нормам данного общества. Социальные психологи определяют нетрадиционные группы как, способные изменить в своих членов поведение и психологию. В последние годы по таким группам, действующим на религиозной почве, употребляют понятие "квази-и псевдокульт. Подразумевается, что они лишь внешне напоминают религиозные движения, а внутренне являются искусственными религиями, которые приобретают черты вредоносного и ошукувального явления.

Для рассмотрения таких новообразований, группировок мы воспользуемся понятием "тоталитарной группы", понимая сообщество людей, объединенных прилученистю к определенной системы ценностей, идеологической программы, тенденции или фигуре, которая воплощает в своем образе эту систему ценностей. Такая группа имеет четкую иерархическую авторитарную структуру, особую и прочную модель отношений, верований, практики, и предоставляет каждой из них индивидуальности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Коррекционная направленность обучения и воспитания во вспомогательной школе. Понятия «коррекционное развитие», «коррекционное обучение», «коррекционное воспитание»
В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, в исследованиях ведущих дефектологов России (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.Г. Власенко, А.П. Гозова, В.П. Ермаков, Е.П. Кузьмичева, А.Г. Литвак, Т.В. Розанова, В.А. Феаклистова и др.) коррекционно-педагогическая работа определяется как система специал ...

Проблема интеллекта животных. Предпосылки и элементы интеллектуального поведения животных
Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Однако, говоря об интеллекте, «уме» животных, их мышлении необходимо прежде всего отметить, что чрезвычайно трудно точно указать, по поводу каких животных можно говорить об интеллектуальном поведении, а по поводу каких – нет. Очевидно, речь может идти лишь о выс ...

Такесика
Такесика изучает прикосновения в ситуации общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многим ...