Особенности адаптации детей к условиям ДОУ
Страница 3

Тяжелая адаптация может протекать в двух формах. У некоторых детей наблюдаются частые повторные заболевания, как правило, респираторные, в ряде случаев приводящие к осложнениям (отиту, бронхиту, пневмонии). Вес неустойчив - стабильная прибавка веса затруднена в связи с повторными заболеваниями, время восстановления первоначального веса задержано. При этом период адаптации длится свыше полутора месяцев. Тяжелая адаптация отражается и на показателях развития и состояния здоровья. При этом ребенок длительное время находится в фазе патологической адаптации, так как чаще всего сразу после выздоровления вновь заболевает. Вторая фаза тяжелой адаптации выражается в длительном неадекватном поведении, граничащем с преневротическим состоянием. При этом поведение детей не нормализуется иногда в течение полугода.

Таким образом, если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребенка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.

Пункт 3.Взаимодействие с родителями при поступлении ребенка в ДОУ.

Поступление ребенка в детский сад является значительным событием как для родителей, так и для педагогов. От того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношения между всеми ее участниками, во многом зависит будущее взаимодействие. Вот почему недопустимо процедуру встречи и приема родителей сводить только к деловым контактам. Необходимо наполнить ее особым содержанием, установить доверительные отношения, выяснить особенности каждой семьи и провести работу по повышению психолого-педагогической культуры родителей с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребенка к ДОУ.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах – письменной и устной. Преимущества личностно-ориентированного общения известны всем, тогда как использование разного рода письменных рекомендаций при взаимодействии с родителями весьма ограничено. Поэтому считаем необходимым специально подчеркнуть преимущества письменной формы.(2)

Во-первых, общение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от заведующей, медицинской сестры, воспитателей, социального педагога, психолога и т.д. В-третьих, необходимо сначала убедить их осмыслить полученные рекомендации и следовать им, предложить определенный алгоритм действий, вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.(41)

Так, предоставление родителям определенной информации (требования к одежде ребенка, выполнение режима дня в семье и т.п.) избавляет дошкольных работников от необходимости давления на них и вместе с тем помогает правильно решать важные задачи, связанные со здоровьем ребенка.

Разного рода памятки, рекомендации для родителей, предлагаемые в письменной форме, лишь дополняют устное, содержательное общение, а не заменяют его.(Приложение 16)

Наглядная информация для родителей может включать:

· Визитную карточку учреждения с указанием направлений его деятельности и программы работы, дополнительных услуг и т.д.;

· Информацию о достижениях (дипломы, грамоты и другие награды – как сотрудников учреждения, так и детей, даже выпускников);

· Стенд о правах и обязанностях родителей, с выдержками из нормативно-правовых документов от международного до локального уровня (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон об образовании и т.д.);

· График работы сотрудников с детьми и родителями (с указанием фамилии, имени, наград, сведений об участии в общественной деятельности района, города и т.п.).

Встреча воспитателей совместно с социальным педагогом с родителями.

Цель встречи – расположить к себе родителей и получить от них первичную информацию о ребенке.

В процессе индивидуальной беседы воспитатели и социальный педагог проявляют заинтересованное отношение к будущему воспитаннику. Выражают желание увидеть его фотографию, интересуются его здоровьем, привычками, сложившимися дома в процессе еды, засыпания.

Важно выяснить у родителей, каким ласковым именем они называют своего ребенка, чем он любит заниматься, какие особенности его поведения радуют родителей, а какие – огорчают.

Педагоги говорят родителям, что хотят заочно познакомить ребенка с детским садом. Предлагают вместе с ребенком рассмотреть дома заранее

подготовленный альбом с фотографиями, на которых изображены детский сад, все помещения группы (раздевальная и игровая комнаты, спальня, туалет).

Социальному педагогу следует подробно проинструктировать родителей, как организовать в семье рассматривание альбома, как привлечь внимание ребенка к игровой среде, заинтересовать общением с другими детьми и взрослыми.

Потом педагогам необходимо познакомиться с ребенком в домашней обстановке и лично пригласить его в детский сад.

Страницы: 1 2 3 4