Строение и функции нервной системы
Нервная система — совокупность образований (нервы, ганглии, органы чувств, мозг) у животных и человека, которая осуществляет восприятие действующих на Организм раздражителей, анализирует их и обеспечивает координированную ответную реакцию. Она регулирует работу всех органов, обеспечивает взаимосвязь различных систем органов, приспосабливая деятельность всего организма как единого целого к воздействиям внешней среды. Нервная регуляция отличается от гуморальной (с помощью химических веществ) точным и быстрым воздействием. Максимальная скорость распространения нервного импульса по нервам 120 м/с, а наибольшая скорость доставки химических веществ кровотоком лишь 0,5 м/с. Структурной и функциональной единицей нервной систему является нервная клетка, или нейрон.
У человека 50 млрд нейронов, объединенных в сложную сеть многочисленными межнейронными контактами. Нейрон состоит из тела, сильно ветвящихся коротких отростков—дендритов, длинного отростка — аксона и окончаний аксона, имеющих вид пуговиц или луковиц со специфическим строением, — синапсов. Синапсы обеспечивают передачу возбуждения другим нейронам или мышцам и железам. От их функций зависит координация процессов в организме. Деятельность нервной системы во многом осуществляется по рефлекторному принципу. Этот принцип был сформулирован в 1863 г. И. М. Сеченовым в работе «Рефлексы головного мозга». Рефлекторные реакции отличаются большим многообразием и зависят от уровня развития нервной системы.
В ходе эволюции нервная система прошла три этапа развития. Наиболее древняя, диффузная, или сетевидная, нервная система имеется у кишечнополостных животных. В этом случае нервные клетки соединяются в сеть, в которой проведение возбуждения осуществляется равномерно в различных направлениях, постепенно затухая по мере удаления от места раздражения. Множество связей обеспечивает широкую взаимозаменяемость и большую надежность деятельности, но реакции неточные, диффузные. У позвоночных животных нервная система закладывается на спинной стороне в виде нервной трубки, из которой затем и образуется спинной мозг. Отделы головного мозга образуются в виде утолщения на головном конце нервной трубки, представляя собой мозговые пузыри.
У различных классов позвоночных образование мозговых пузырей происходит по одному и тому же типу, различна лишь степень их развития. В свою очередь головной мозг состоит из продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего, промежуточного мозга, а также больших полушарий.
Конфликтология как наука
Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие. «В сражениях побеждают те, кто скорбит войну, - учил древний китайский философ Лаоцзы (579-499 до н.э.), - главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие.» По его мнению, главные первоначала мира Ян (светлое) и Инь (темное) не столько борются между с ...
Корреляционное исследование роли отца в формировании личности ребенка. Обсуждение результатов исследования личностных особенностей
студентов, воспитывавшихся без отца
Для проверки выдвинутой нами гипотезы были сформированы 4 группы: 2 экспериментальные и 2 контрольные, в состав которых вошли молодые люди женского и мужского пола. В экспериментальную группу вошли студенты, которые росли в неполной семье (без отца), а в контрольную группу – студенты, которые воспитывались в полной семье с отцом. Возраст ...
Формирующий этап эксперимента
Цель: формирующего эксперимента: развитие навыков и умений ведения сюжетно-ролевой игры у детей с недостатками слухового восприятия. В формирующем эксперименте, который проходил в течение 3-х с половиной месяцев, приняли участие только трое детей: Лера А. – 11.09.2001 г.р., Алеша З. – 17.07.2001 г.р., Саша И. – 22.08.2001 г.р. Трое други ...