Теории эмоций
Страница 2

Теория Кэннона (не органические процессы вызывают эмоции, а Эмоции и Органические процессы порождаются одновременно единым источником). Кэннон обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Более того, Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Самым сильным аргументом Кэннона против теории Джемса-Ланге оказался проведенный им эксперимент, благодаря которому он обнаружил, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.

Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.

В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (X. Дельгадо).

Теория Гельгорна. Эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма:

· Положительные эмоции вызывают приток крови, усиление питания тканей – они «молодят» человека.

· Отрицательные эмоции вызывают спазм сосудов – они «старят» человека.

Концепция Арнольда. Интуитивная оценка ситуации, например, угрозы, вызывает стремление действовать, что выражается в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию «Мы боимся, потому что решили, будто нам угрожают».

Отдельную группу теорий составляют воззрения, раскрывающие природу эмоций через когнитивные факторы, т.е. мышление и сознание.

Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера (положительные эмоции – результат совпадения или превышения полученной информации с ожидаемой; отрицательные эмоции – результат недостатка, несовпадения полученной информации с исходной; если занизить уровень ожиданий, то вызываются более положительные эмоции.) Основным понятие этой теории стал диссонанс. Диссонанс – это отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает в ситуации, когда субъект располагает противоречивой информацией об объекте. Согласно этой теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека, когда его ожидание подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют. При этом позитивное эмоциональное состояние которое возникло может быть охарактеризовано как консонанс. Отрицательные же эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, или диссонанс. Состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и естественно, что он стремится как можно скорее от него избавиться. Для этого у него как минимум два пути: первое, изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, а во-вторых, попытаться получить новые сведения, которые бы согласовались с прежними ожиданиями. Благодаря позиции этой теории, возникающие эмоциональные состояние рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.

Страницы: 1 2 3


О формировании человека как личности и как объекта и субъекта общения
Общение и формирование личности. Вступая в общение друг с другом, люди тоже, как правило, преследуют какую-то цель: сделать другого человека единомышленником, добиться от него признания, удержать от неправильного поступка, поправится и т.д. Чтобы осуществить ее, они более или менее сознательно используют свою речь, всю свою экспрессию, а ...

Альберт Бандура: Социально-когнитивная теория личности
Бандура описывает психологическое функционирование яеловека терминах непрерывных взаимовлияний бихевиоральных, когнитивных и относящихся к окружающей среде факторов. В его концепции юди не зависят целиком от внешних сил и не являются свободными существами. Большое значение придается обоюдному взаимодействию поведенческих реакций и фактор ...

Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка.
В этом случае, в основе негармоничного воспитания лежит какая-то личностная проблема, чаще всего носящая характер неосознаваемой проблемы, потребности. Родитель пытается разрешить ее (удовлетворить потребность) за счет воспитания ребенка. Попытки разъяснительной работы, уговоров изменить стиль воспитания оказываются неэффективными. Перед ...