Другая психология » Личностные факторы профессиональной успешности предпринимателей » Теории личности в трудах отечественных и зарубежных психологов

Теории личности в трудах отечественных и зарубежных психологов
Страница 4

Классический психоаналитический подход. По мнению З.Фрейда при взгляде на личность основными объектами внимания стали конфликт между бессознательным и сознанием, а также бессознательная мотивация поведения.

Эта теория исходит из того, что только небольшая часть активности человека обусловлена сознанием и «рассудок не является хозяином в собственном доме». Рассудочная, сознательная сфера психики отражает лишь поверхностную часть личности («верхушку айсберга»). Главную же область психики («подводную часть айсберга») составляет сфера бессознательного, наполненная биологически обусловленными инстинктами. Именно они определяют личность человека, его поведение. Эта обусловленность проявляется в том, что инстинкты стимулируют высвобождение накопленной в психике энергии. Основное содержание энергии заключалось в сексе и агрессии. Этот процесс носит характер внутреннего конфликта между отдельными компонентами психики, составляющими ее психологическую структуру. Психоанализ обычно критикуют за его недостаточную научную обоснованность, чрезмерную ориентацию на собственные воспоминания и субъективные высказывания пациентов по поводу их сновидений, оговорок и др. Психоанализ объясняет особенности поведения человека, но не может предсказать их. Затвор, n d дисковый поворотный ж83 р1200

Особенности неофрейдистских подходов. Авторы этих подходов (К. Юнг, К. Хорни, А. Адлер, Э. Эриксон и др.) не соглашались с 3. Фрейдом но вопросу полной обусловленности поведения человека психосексуальными факторами, а включали в этот состав ряд социальных потребностей, мотивов и условий жизни.

Позицию К. Юнга, автора аналитической психологии, отличали от классического психоанализа следующие положения:

энергия либидо проявляется не только в сексуальных инстинктах, но и во всем том, что в текущий момент времени значимо для данного человека (карьера, деятельность, образование и др.);

психика человека обусловлена не только детскими переживаниями, но и ожиданиями будущего;

сфера бессознательного неоднородна, она состоит из компонентов, различающихся по содержанию, времени накопления жизненного опыта и возможности восстановления этого опыта в сознании.

А. Адлер также пытался освободить теорию 3. Фрейда от полной биологизации. В своей системе, названной «индивидуальной психологией», он утверждал, что человек рождается с «социальным интересом», определяющим его взаимодействие с другими людьми, а также способы достижения цели жизни.

К. Хорни считала, что движущие мотивы поведения человека проявляются в феномене «базальной тревожности» - чувстве одиночества и беспомощности. Базальная тревожность есть результат авторитарного, жесткого, пренебрежительного отношения родителей и воспитателей к ребенку. Порожденные такой ситуацией страх и беспокойство стимулируют человека на поиск путей к безопасности. Вся жизнь человека, его деятельность, поведение и поступки - это попытки уйти от того, что составляет суть беспокойства и тревоги. Э. Эриксон рассматривал жизнь человека как постоянный поиск собственной идентичности. Идентичность понималась им как субъективное представление индивида о себе, как процесс опознания у себя того качества, на основе которого личность может отнести себя к какому-либо типу, группе и т.п. («кто есть я, кем и каким я хочу стать»). По его мнению, жизнь человека периодически прерывается остро переживаемыми утратами ощущения собственной идентичности.

Гуманистический подход. Здесь приоритет отдается изучению сознательного опыта человека, его высших потребностей. Личность следует рассматривать не как бихевиористский ящик, способный лишь реагировать на входные стимулы, а как целостное образование с природой. Человек не запрограммирован своим прошлым, а открыт для самосовершенствования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Экспериментальное исследование взаимосвязи уровня. Мотивации достижения и уровня креативности. Организация и ход экспериментального исследования
Для осуществления сравнительного анализа уровня креативности и уровня мотивации достижения и установления между ними корреляции необходимо было провести их диагностику отдельно. Исследование проводилось на базе Российского художественно-технического колледжа игрушки. В эксперименте участвовало 30 респондентов. Все они являются студентами ...

Самовнушение и аутогенная тренировка
Аутогенная тренировка – активный метод психотерапии, психогигиены и психопрофилактики, который повышает возможности организма. AT разработана в 1932 году немецким врачом И. Г. Шульцем, на основе его наблюдений за своими пациентами, которых он лечил при помощи гипноза. Шульц И. Г. Заметил, что пациенты без его помощи могут входить в то со ...

Высший уровень развития элементарной сенсорной психики
Высшего уровня элементарной сенсорной психики достигло большое число многоклеточных беспозвоночных. Однако, как отмечалось, часть низших многоклеточных беспозвоночных находится в основном на том же уровне психического развития, что и многие простейшие. Это относится прежде всего к большинству кишечнополостных и к низшим червям, а тем бол ...