Другая психология » Личностные факторы профессиональной успешности предпринимателей » Теории личности в трудах отечественных и зарубежных психологов

Теории личности в трудах отечественных и зарубежных психологов
Страница 6

Г. Айзенк объясняет интровертпый или экстравертный типы личности соотношением возбуждающих и тормозных влияний ретикулярной формации на активность коры больших полушарий головного мозга. Принадлежность индивида к тому или иному типу выявляется с помощью специально разработанных автором опросников.

В некоторой мере идее врожденной предрасположенности подчинен тестологический аспект деятельности Р. Кеттелла, связанный с изучением черт личности. Черта как устойчивая характеристика личности означает предрасположенность индивида к той или иной манере поведения. Набор черт у данного индивида обусловлен его психофизиологическими свойствами. Стабильность проявления черт неодинакова.

Деятельностный подход. Здесь личность, ее формирование и развитие рассматриваются с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека. Согласно подходу, внутреннее богатство личности определяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, который наполняет он эти виды деятельности.

Для понимания сущности деятельностного - подхода к личности важно отметить, что:

эта форма активности для отдельно взятого человека не является генетически наследуемой, а появляется у него в результате усвоения социального опыта, жизни среди людей;

деятельность предметна, она воплощается в ее продуктах, в ней отражаются знания, умения, язык, ценности, накопленные человечеством;

деятельность субъектна, так как подчинена потребностям, мотивам и целям индивида (субъекта);

средством освоения деятельности является не бихевиористский рефлекс типа «стимул - реакция», а процессы интериоризации - экстериоризации, т.е. процессы взаимной замены внешних (практических) и внутренних (мыслительных) действий.

Основной акцент в деятельностном подходе уделяется социальной сущности личности. Личность рассматривается как совокупность социальных характеристик, которые человек приобретает в предметной деятельности, выполняя полезную общественную роль с позиций своего положения в обществе. Единство взглядов на личность с позиций деятельностного подхода не исключает разнообразия точек зрения отечественных психологов на отдельные важные моменты этой проблемы. Основные разногласия касаются вопросов соотношения биологического и социального начал личности, самого понятия личности, его соотношения с понятиями «индивид» и «индивидуальность», психологической структуры личности, процессов ее формирования и развития.

В отечественную психологию термин «деятельность» впервые ввел М. Я. Басов. По его убеждению, деятельность первична относительно важнейших психических процессов, в частности условных рефлексов. До этого проблема деятельности практически выпадала из поля научных интересов. Глубокую разработку деятельностный подход получил в работах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева. С. Рубинштейн, отвергая саму деятельность как предмет изучения психологии, говорил, что предмет психологии - это психика в деятельности, а не психика и деятельность. Леонтьев же настаивал на том, что сама деятельность прямым образом должна входить в предмет психологии своим особым содержанием.

Культурно-исторический подход. Этот подход изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Автор подхода Л. С. Выготский увидел «ключ ко всей психологии», позволяющий проводить объективный анализ высших психических функций личности, в значении слова. По его мнению, именно слово-знак первично как относительно практического действия, так и относительно мышления. В деятельностном подходе личность изучается через призму активности человека в совокупности деятельностей, в которые он включен. Культурно-исторический подход в качестве «производящей причины» выбрал знак, слова, символ, речь, труд. Термин же «деятельность» в этом подходе хотя и использовался, но не был наполнен тем психологическим содержанием, которое характерно для деятельностного подхода.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Стили педагогического общения и их технологическая характеристика
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия к личности учителя, является четкость его социальной и профессиональной позиции. Позиция педагога – это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. Социальная и профессиональна ...

Определение основных понятий и положений
ШИЗОФРЕНИЯ - хроническое, прогредиентное психическое заболевание, характеризующееся диссоциативностью психических функций, т.е. утратой единства психических процессов (единства между мышлением, чувствами и волей) с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа (снижение энергетического потенциала, прогрессирующая и ...

Типы адаптированности личности к браку.
Комбинация способностей, вернее и точнее, степень их развитости и наличия дает возможность выделить определенные типы личностей: 1) Высокоадаптированные; 2) Среднеадаптированные; 3) Низкоадаптированные; 4) Дезадаптированные. Высокоадаптированные индивиды имеют высокие и очень высокие способности к общению, сотрудничеству, кооперации. О т ...