Другая психология » Личностные факторы профессиональной успешности предпринимателей » Теории личности в трудах отечественных и зарубежных психологов

Теории личности в трудах отечественных и зарубежных психологов
Страница 2

Социодинамическое направление рассматривает проблемы личности исключительно с позиций их внешней. Личности здесь отводится пассивная роль объекта, гонимого ветром текущих обстоятельств. Это направление представлено, например, работами Б. Скиннера, А. Бандуры и Д. Роттера, К. Халла. К этому направлению можно отнести и автора «концепции силового поля» как детерминанты поведения личности под влиянием поля социальных сил К. Левина /48,с.154/.

Психодинамическое направление, при изучении человека отдает предпочтение внутренним психическим свойствам, процессам и состояниям его личности. Здесь недооценивается роль внешних воздействий на личность. Это направление представлено в психологии психоаналитической теорией 3. Фрейда и работами его последователей, концепцией «кризиса идентичности» американского психолога Э. Эриксона, концепцией «личностных конструктов» американского психолога Дж. Келли и др.

Интеракционистское направление устремлено к комплексному изучению личности, объединяющему самые различные подходы, теории и концепции. Наиболее известными представителями этого направления являются разработчики концепции самоактуализации личности А. Маслоу, К. Роджерс, инициаторы общепсихологического деятельностного подхода к проблемам личности М. Басов, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, автор концепции внутренней позиции личности Л. Божович.

Все эти направления различаются и по используемому инструментарию (от умозрительного, интроспективного до строгого математико-статистического), и по объекту наблюдения в процессе исследования (внешние поведенческие реакции, черты личности и др.).

Исследовательское поле психологии личности представлено рядом устоявшихся во времени подходов, каждый из которых характеризуется объектом повышенного внимания и специфической научной позиции.

Бихевиористский (поведенческий) подход - фактически ставится под вопрос необходимость понятия «личность». Представители теории убеждены, что человек не наследует личностных свойств. Личность порождается воздействиями окружающей среды. Реагируя на эти внешние воздействия, человек обучается, т.е. приобретает навыки поведения в среде, а также определенные рефлексивные реакции. «Я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля - врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором-карманником - независимо от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков», - писал в своей книге «Бихевиоризм» основатель подхода Дж. Уотсон /52,с.290/. Он был уверен, что такой тотальный контроль за поведением человека позволит воспитать в нем личность, на которую всегда будет запрос со стороны семьи и общества. Этот подход к исследованию и формированию личности мало чем отличался от стратегии научения животных в виде жесткой дрессировки.

Появлению бихевиоризма способствовали учение И. Павлова об условных рефлексах, законы научения Э. Торндайка, открытие В. Бехтеревым сочетательных рефлексов, отдельные работы представителей функционализма в психологии. Бихевиоризм был продиктован самими социальными условиями: жизнь требовала выхода результатов теоретических исследований в психологии за пороги университетских городков. «Психолог. Принимает круглосуточно» - на эти привлекательные дверные вывески работал прагматический механизм бихевиоризма.

Особенности необихевиористских подходов. Победное шествие «чистого» бихевиоризма в США продолжалось вплоть до 1930 г. Далее в рамках того же бихевиоризма стали появляться различные альтернативные варианты: операциональный и социальный бихевиоризм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Гипнотический сон
Гипнотический сон очень похож на обычный сон. Гипнотизер специальными методами усыпляет сознание человека, и оно переходит в изменённое состояние. Дело в том, что сознание может находиться в разных состояниях, и переходить из одного состояния в другое. Например, сознание может перейти из состояния бодрствования в состояние сна. И тогда г ...

Вильгельм Вундт и развитие современной психологии
Для обретения психологией научной самостоятельности важную роль сыграло создание в 1879 г. в Германии, в Лейпцигском университете, первой в мире лаборатории экспериментальной психологии. В личности В.Вундта как бы сконцентрировались объективные противоречия науки, породившие кризисную ситуацию в области знаний о человеке. Действительно, ...

Барьеры самовыражения личности и освобождение от них
В определённом смысле наши поступки в значительной степени предопределены. Влияние родителей формирует самосознание ребёнка, его отношение к людям и окружающей среде. Школа, церковь, соседи, общество и культурные традиции устанавливают барьеры, ограничивающие свободу действий. Это продиктовано соображениями общего блага и общественного п ...