Другая психология » Личностные факторы профессиональной успешности предпринимателей » Теории личности в трудах отечественных и зарубежных психологов

Теории личности в трудах отечественных и зарубежных психологов
Страница 2

Социодинамическое направление рассматривает проблемы личности исключительно с позиций их внешней. Личности здесь отводится пассивная роль объекта, гонимого ветром текущих обстоятельств. Это направление представлено, например, работами Б. Скиннера, А. Бандуры и Д. Роттера, К. Халла. К этому направлению можно отнести и автора «концепции силового поля» как детерминанты поведения личности под влиянием поля социальных сил К. Левина /48,с.154/.

Психодинамическое направление, при изучении человека отдает предпочтение внутренним психическим свойствам, процессам и состояниям его личности. Здесь недооценивается роль внешних воздействий на личность. Это направление представлено в психологии психоаналитической теорией 3. Фрейда и работами его последователей, концепцией «кризиса идентичности» американского психолога Э. Эриксона, концепцией «личностных конструктов» американского психолога Дж. Келли и др.

Интеракционистское направление устремлено к комплексному изучению личности, объединяющему самые различные подходы, теории и концепции. Наиболее известными представителями этого направления являются разработчики концепции самоактуализации личности А. Маслоу, К. Роджерс, инициаторы общепсихологического деятельностного подхода к проблемам личности М. Басов, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, автор концепции внутренней позиции личности Л. Божович.

Все эти направления различаются и по используемому инструментарию (от умозрительного, интроспективного до строгого математико-статистического), и по объекту наблюдения в процессе исследования (внешние поведенческие реакции, черты личности и др.).

Исследовательское поле психологии личности представлено рядом устоявшихся во времени подходов, каждый из которых характеризуется объектом повышенного внимания и специфической научной позиции.

Бихевиористский (поведенческий) подход - фактически ставится под вопрос необходимость понятия «личность». Представители теории убеждены, что человек не наследует личностных свойств. Личность порождается воздействиями окружающей среды. Реагируя на эти внешние воздействия, человек обучается, т.е. приобретает навыки поведения в среде, а также определенные рефлексивные реакции. «Я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля - врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором-карманником - независимо от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков», - писал в своей книге «Бихевиоризм» основатель подхода Дж. Уотсон /52,с.290/. Он был уверен, что такой тотальный контроль за поведением человека позволит воспитать в нем личность, на которую всегда будет запрос со стороны семьи и общества. Этот подход к исследованию и формированию личности мало чем отличался от стратегии научения животных в виде жесткой дрессировки.

Появлению бихевиоризма способствовали учение И. Павлова об условных рефлексах, законы научения Э. Торндайка, открытие В. Бехтеревым сочетательных рефлексов, отдельные работы представителей функционализма в психологии. Бихевиоризм был продиктован самими социальными условиями: жизнь требовала выхода результатов теоретических исследований в психологии за пороги университетских городков. «Психолог. Принимает круглосуточно» - на эти привлекательные дверные вывески работал прагматический механизм бихевиоризма.

Особенности необихевиористских подходов. Победное шествие «чистого» бихевиоризма в США продолжалось вплоть до 1930 г. Далее в рамках того же бихевиоризма стали появляться различные альтернативные варианты: операциональный и социальный бихевиоризм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Вильгельм Вундт и развитие современной психологии
Для обретения психологией научной самостоятельности важную роль сыграло создание в 1879 г. в Германии, в Лейпцигском университете, первой в мире лаборатории экспериментальной психологии. В личности В.Вундта как бы сконцентрировались объективные противоречия науки, породившие кризисную ситуацию в области знаний о человеке. Действительно, ...

Анализ контрольного этапа эксперимента
Перед проведением контрольного этапа эксперимента, мы сделали предварительные выводы о том, что цели и задачи коррекционной работы были успешно достигнуты, так как постепенно дети научились выделять в себе и окружающих индивидуальные особенности; совместно разрешать проблемные ситуации, различать эмоциональные состояния, выражать свои чу ...

Схема системной детерминации развития лич­ности.
В качестве отправной точки при анализе проблемы природной и социальной детерминации человека, а также связанных с ней вопросов о роли социальной среды в развитии личности, движущих сил развития личности, ее жизненного пути, структуры личности, твор­чества, личностного выбора и, наконец, характера и спо­собностей личности может быть дана ...