Психологическое соотношение Востока и Запада по К.Г. Юнгу с элементами исторических хроник
Страница 9

Несколько отличается метод так называемой аутогенной тренировки, предложенный профессором Шульцем,** - этот метод сознательно сочетается с йогой. Главная цель – сломать перегородки сознания, которые служат причиной подавления бессознательного.

Метод Карла-Густава Юнга, подобно фрейдовскому, основывается на практике исповеди. Как и Фрейд, Юнг уделяет особое внимание сновидениям, но стоит подойти к бессознательному как их пути расходятся. Для Фрейда оно представляет собой какой-то придаток сознания, куда свалено всё то, что несовместимо с сознанием индивида. Для Юнга бессознательное есть коллективная психическая предрасположенность, творческая по своему характеру. Столь фундаментальное различие точек зрения ведёт и к совершенно различной оценке символики и методов её истолкования.

Процедуры Фрейда являются в основном аналитическими и редукционистскими. Юнг добавляет к этому синтез, подчёркивающий целесообразный характер бессознательных тенденций развития личности. В этих исследованиях обнаружились важные параллели с йогой – особенно с Кундалини-йогой, а также с символикой тантрической, ламаистской йоги и параллели с китайской йогой даосов. Эти формы йоги со своею богатой символикой дают Юнгу бесценный сравнительный материал при истолковании бессознательного. Но в принципе Юнг, как он сам говорил, не применял методов йоги, поскольку на Западе «ничто не должно насильно навязываться бессознательному».* «Нашему сознанию присущи ущербные интенсивность и узость действия, а потому эту, и без того доминирующую тенденцию нет нужды ещё более усиливать». Юнг считал, что напротив, нужно делать всё для выхода бессознательного в сознание, для освобождения от жёстких препон сознания. С этой целью Юнг использовал метод активного воображения, заключающийся в особого рода тренировке способности выключать сознание (хотя бы относительно), что представляет бессознательному возможность свободного развития.

Именно по такому же методу, основатель Айкидо, восточного боевого искусства, Морихей Уэсиба создал уникальную методику, заключающуюся в особой технике, где бессознательное произвольно переходит на передний план и на такой именно базе практиковал и преподавал своё учение. Он объяснял своим ученикам, насколько важно «чистое» сознание или хотя бы отключённое во время боя и к каким последствиям может привести «рабочее», (затуманенное) сознание. И в этом он был абсолютно прав, ведь при работе сознания, в боевом искусстве, могут возникнуть какие угодно мысли, эмоции, страх, а это на прямую ведёт к моментальному поражению и даже смертельному. Ученики должны были тренеровать в первую очередь отключать частично своё сознание от посторонних внешних раздражителей, чтобы быть абсолютно спокойными при отработке, изо дня в день, различных техник, нарабатывая мастерство до интуитивного уровня, то есть другими словами говоря, отражение отаки противника или нескольких противников, должно осуществляться на бессознательном уровне. Если результат был достигнут и имобилизация противников осуществлялась спокойно, без каких-либо усилий то есть бессознательно, Морихей Уэсиба присваивал квалификацию мастера айкидо.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 


Сценарный анализ
Впервые теория сценария жизни была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60х годов 20 в. В работе «принципы группового лечения» Берн определил сценарий жизни как «бессознательный жизненный план». Позднее, в книге «Что вы делаете после того, как говорите: «Здравствуйте»?» он дал более полное опре ...

Личностно-ориентированный подход в психологии. Сущность личностного подхода в психологии
В системе "человек-право" в первую очередь реализуются личностные аспекты человека как общественного существа, включенного в социальные отношения, как носителя сознания, и в частности - правосознания. Нередко применяемая формулировка "человеческая личность" некорректна. Хотя слова "человек" и "личность& ...

Б.Ф.Скиннер: Научающие-бихивиоральное направление
Скиннер не принял идею о личности или самости, которая стимулирует и направляет поведение. Он считал такой подход пережитком примитивного анимизма. Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей. «В поведенческом анализе человек ...