Деятельность педагога - психолога
по проблеме наркомании. Основные направления работы педагога-психолога
по профилактике наркоманииСтраница 1
Профилактическая работа должна вестись не формально, а «от души». Педагог должен дать каждому желающему подростку высказаться по обсуждаемой проблеме, а мораль должна формироваться ненавязчиво, опосредованно.
Акцент на профилактику наркомании можно делать как в урочное время, так и на классных часах.
Можно использовать различные формы проведения классных часов (беседа за круглым столом, час вопросов и ответов, викторина, дискуссия, устный журнал, чтение и обсуждение статьи или фильма, час встречи с врачом-наркологом, работниками УВД или прокурором), но практика показывает, что лучше всего провести обсуждение результатов предварительного анонимного анкетирования в классе. В одной из российских школ удалось выяснить, что в возрасте 15 лет с наркотиками и токсичными веществами знакомы 15% учащихся, отношение к наркотикам и у пробовавших их, и у не пробовавших - на 100% негативное; 57% учащихся знают произведения «массовой культуры», воспевающие наркотики.
Если никакие формы убеждения при профилактике наркомании не имеют успеха, педагог должен принять решительные меры по спасению жизни подростков из группы риска. Выявить юного наркомана можно по следующим признакам:
- зрачки расширены;
- движения нескоординированы, незавершенны, неуверенны;
- поведение резко меняется (от активности, до сонливости);
- на лице у подростка - выражение блаженства, дополненное неестественной улыбкой;
- нарушена концентрация внимания;
- речь сбивчивая, невнятная.
В группу риска входят дети из неблагополучных семей: подростки, склонные к курению и выпивке (в сигарету может быть добавлена анаша, в спиртное - яд наркотика). При обнаружении подозрительных признаков ребенок должен быть немедленно направлен на обследование к врачу-наркологу.
Педагог должен знать и факторы, сдерживающие человека в приобщении к наркотикам:
- желание вести нормальную, полноценную жизнь;
- боязнь привыкания и смерти;
- стремление нормально жить и радоваться жизни;
- боязнь принести страдания родным и близким;
- множество печальных примеров;
- осознание вреда здоровью и трудности излечения.
Анализа непоправимых последствий этих рычагов при умелом манипулировании педагогу вполне достаточно, чтобы уберечь подростков и юношей от опасности увлечения.
Осознавая всю важность затронутой проблемы, разработана система мероприятий по профилактике возникновения наркомании среди несовершеннолетних. Определены 3 наиболее важных направления деятельности:
первое - профилактическая работа со школьниками;
второе - просветительская работа с родителями;
третье - психолого-педагогическое просвещение учителей, а также других педагогических работников.
Направления работы педагога-психолога по профилактике наркомании среди подростков в общеобразовательной школе.
|
Со школьниками |
Тематические занятия по психологии общения с учащимися 5-11 классов |
|
Проведение «круглых столов» с учащимися 9-11 классов | |
|
С родителями |
Проведение общешкольных родительских собраний с 1 по 11 классы |
|
Семейное и индивидуальное консультирование | |
|
С педагогами школы |
Выступление с докладами на педагогических советах, семинарах |
|
Проведение социально-психологических тренингов | |
|
Индивидуальное и групповое консультирование |
Культурно-историческая парадигма в психологии
Парадигма — это принятый научным сообществом единый свод правил, принципов или утверждений, неразрывно связанных в единую схему процесса получения научного знания, который начинается с этапа постановки проблемы вплоть до полного нахождения способа ее решения. Развитие современной психологии восприятия заключается в попытке синтеза различ ...
Общенаучный уровень методологии полового воспитания
Общенаучный уровень методологии предполагает ориентацию в теоретических основах системно-структурного, комплексного и деятельностного подходов. Поскольку этот уровень методологии чрезвычайно важен в последующем определении принципиальных основ к проблеме полового воспитания дошкольников, остановимся на нем более подробно. Суть системно-с ...
Психология преступного деяния
Понятие о психологической структуре преступного деяния В основе всех уголовно-правовых построений, в основе самого понятия преступления лежит понятие волевого действия. Психологический анализ преступного деяния - это анализ психологического содержания структурных элементов преступного деяния. Преступление как волевое действие индивида ос ...
