Другая психология » Эффективность работы педагога–психолога по профилактике наркомании среди подростков » Деятельность педагога - психолога по проблеме наркомании. Основные направления работы педагога-психолога по профилактике наркомании

Деятельность педагога - психолога по проблеме наркомании. Основные направления работы педагога-психолога по профилактике наркомании
Страница 1

Профилактическая работа должна вестись не формально, а «от души». Педагог должен дать каждому желающему подростку высказаться по обсуждаемой проблеме, а мораль должна формироваться ненавязчиво, опосредованно.

Акцент на профилактику наркомании можно делать как в урочное время, так и на классных часах.

Можно использовать различные формы проведения классных часов (беседа за круглым столом, час вопросов и ответов, викторина, дискуссия, устный журнал, чтение и обсуждение статьи или фильма, час встречи с врачом-наркологом, работниками УВД или прокурором), но практика показывает, что лучше всего провести обсуждение результатов предварительного анонимного анкетирования в классе. В одной из российских школ удалось выяснить, что в возрасте 15 лет с наркотиками и токсичными веществами знакомы 15% учащихся, отношение к наркотикам и у пробовавших их, и у не пробовавших - на 100% негативное; 57% учащихся знают произведения «массовой культуры», воспевающие наркотики.

Если никакие формы убеждения при профилактике наркомании не имеют успеха, педагог должен принять решительные меры по спасению жизни подростков из группы риска. Выявить юного наркомана можно по следующим признакам:

- зрачки расширены;

- движения нескоординированы, незавершенны, неуверенны;

- поведение резко меняется (от активности, до сонливости);

- на лице у подростка - выражение блаженства, дополненное неестественной улыбкой;

- нарушена концентрация внимания;

- речь сбивчивая, невнятная.

В группу риска входят дети из неблагополучных семей: подростки, склонные к курению и выпивке (в сигарету может быть добавлена анаша, в спиртное - яд наркотика). При обнаружении подозрительных признаков ребенок должен быть немедленно направлен на обследование к врачу-наркологу.

Педагог должен знать и факторы, сдерживающие человека в приобщении к наркотикам:

- желание вести нормальную, полноценную жизнь;

- боязнь привыкания и смерти;

- стремление нормально жить и радоваться жизни;

- боязнь принести страдания родным и близким;

- множество печальных примеров;

- осознание вреда здоровью и трудности излечения.

Анализа непоправимых последствий этих рычагов при умелом манипулировании педагогу вполне достаточно, чтобы уберечь подростков и юношей от опасности увлечения.

Осознавая всю важность затронутой проблемы, разработана система мероприятий по профилактике возникновения наркомании среди несовершеннолетних. Определены 3 наиболее важных направления деятельности:

первое - профилактическая работа со школьниками;

второе - просветительская работа с родителями;

третье - психолого-педагогическое просвещение учителей, а также других педагогических работников.

Направления работы педагога-психолога по профилактике наркомании среди подростков в общеобразовательной школе.

Со школьниками

Тематические занятия по психологии общения с учащимися 5-11 классов

Проведение «круглых столов» с учащимися 9-11 классов

С родителями

Проведение общешкольных родительских собраний с 1 по 11 классы

Семейное и индивидуальное консультирование

С педагогами школы

Выступление с докладами на педагогических советах, семинарах

Проведение социально-психологических тренингов

Индивидуальное и групповое консультирование

Страницы: 1 2 3


Механизмы взаимопонимания в процессе общения
Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком - партнером по общению - также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных (Рубинштейн, 1960. С.180). Впечатления, которые возникают при э ...

Функциональные и дисфункциональные последствия конфликта
К функциональным последствиям конфликта относятся: - Конфликты способствуют развитию и изменению в организации, так как открывают недостатки в организации, выявляют противоречия. Они помогают снизить сопротивление изменениям. - Конфликты способствуют поддержанию динамического равновесия и общественной стабильности. Причины вскрываются, а ...

Типология жизненных стратегий
Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили свои работы изучению и классификации жизненных стратегий. Рассмотрим подробнее их типологии. Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представл ...