Заключение
Страница 1

В нашей стране накоплен значительный опыт антинаркотической работы - реабилитационной и профилактической. Актуальность этой проблемы возрастает день ото дня. Количество наркоманов и молодых наркозависимых возрастает в арифметической прогрессии. В среднем за год один наркоман вовлекает в это пагубное занятие десять человек. Каждый из них втягивает еще по десять и т.д. Цифры эти удручают. Но у нас уже формируется система профилактики.

Эффективность самого медицинского лечения составляет 5-10%. Лечением методами психологического воздействия занимаются работники медицины, психологические центры, а борьбой с распространением наркотиков - правоохранительные органы.

Также в данной проблеме очень важна роль педагогов. Учителя, психологи, социальные педагоги играют решающую роль. Главная педагогическая цель - сформировать психологический иммунитет. Он заключается в том, чтобы вызвать у молодого человека отрицательное отношение к наркотикам. В более раннем возрасте это идет на уровне: «хорошо - плохо». В старших - надо объяснить губительные механизмы действия наркотиков. К беседам на эти темы должны подключиться и медики, поскольку они лучше знают, что происходит с подростком в результате употребления наркотиков.

Сегодня в школе есть предметы, которые позволяют системно вести разговор о вреде наркотических средств. Например, ОБЖ, валеология.

Одновременно с наркотизацией в подростковой среде широко распространяются рискованные формы сексуально-девиантного поведения. Среди подростков все больше зараженных ВИЧ-инфекцией, больных вирусными гепатитами «В» и «С». Основная причина - внутривенное употребление наркотиков.

На основе высказанных положений можно сформулировать алгоритм решения проблемы и основанные направления антинаркотической профилактики.

Во-первых, это необходимость срочной, целевой подготовки и переподготовки всех специалистов, работающих с детьми и подростками.

Во-вторых, необходимо в экстренном порядке отработать реальные механизмы сотрудничества общества, различных общественных организаций и государственных структур с семьей. Не менее важно параллельно создавать широкую сеть консультативных пунктов. Они должны на профессиональном уровне обеспечить семьям первичную помощь, они должны стать посредниками между семьей и специалистами.

В-третьих, нужно найти достойное место в общеобразовательных программах основам здорового образа жизни, формированию простых ценностей радости и счастья от здоровья; воспитывать у ребенка быть здоровым, научить его избегать нажитых болезней.

В-четвертых, необходимо обеспечить реальную социальную и правовую защиту детей, укреплять систему социальной помощи детям (службы доверия, приюты, социально-реабилитационные центры, комиссии по защите прав несовершеннолетних).

Первичная профилактическая помощь должна опираться на школьную психологическую службу, на центры психолого-педагогической реабилитации, на сеть консультативных пунктов для детей и подростков.

Формируя убеждение о вреде наркотических веществ, нужно постоянно помнить, что нельзя работу строить на методах запугивания, без глубокого разъяснения проблемы, иначе будет лишь сиюминутный эффект.

Мы убедились на собственном опыте, что в просветительской работе не следует давать подробные сведения о наркотиках, о том, где и как они произрастают, как их изготавливают. Профилактическую работу с подростками следует вести педагогически мудро. Особенно важно раскрыть влияние на мозг и подчеркнуть, что процессы, происходящие в организме, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. «Важно донести до сознания подростка, что порабощенность наркотикам ведет к утрате жизненных перспектив, деградации личности. Убедить в том, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций».1

Эффективность профилактической работы определяется тем, насколько точно она ориентирована на конкретную личность, соответствует ли уровню ее развития, установкам, ожиданиям, стремлениям, интересам, учитывает ли мировоззрение, ценностные критерии, верования, привычки, стереотипы. Чтобы быть действенной, профилактическая работа должна строиться с учетом психологии поведения, психологии мышления, психологии массового и индивидуального сознания.

Страницы: 1 2 3 4


Феноменологическая и метафизическая парадигмы в психологии
Цель последующих рассуждений состоит в том, чтобы приблизиться к задаче освобождения научного мышления в психологии от догм и договоренностей, появившихся или имеющих вероятность появиться в результате принятия той или иной парадигмы. Знание содержания своего сознания и знание о том, что данное держание сознания переживается, есть, безус ...

Рекомендации для педагогов и психологов по организации профриентационной работы
В результате теоретического анализа и экспериментальным путём мы доказали, что при выборе профессии важно учитывать психофизиологические особенности личности, в том числе и тип темперамента. Психологи и педагоги не должны забывать об этом при организации профориентационной работы. Взрослый должен сообщить молодому человеку, что при выбор ...

Стадии развития шизофрении
Шизофрения, как и большинство заболеваний, проходит в своем развитии несколько стадий: инициальную, стадию развития заболевания, конечную. Инициальная стадия - возникает остро, подостро и медленно (постепенно). При остром начале шизофрении продуктивная психопатологическая симптоматика возникает внезапно, бурно и нарастает в течение неско ...