Другая психология » 394 Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста » Самооценка - как психологическая категория. Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания

Самооценка - как психологическая категория. Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания
Страница 2

Каковы же непосредственно психологические процессы и механизмы самосознания, благодаря которым формируются, поддерживаются и изменяются наши представления о себе? Наиболее разработанная модель, предложенная М. Розенбергом, включает в себя ряд аспектов.

Компоненты рефлексивного «Я», образующие его части, элементы или единицы анализа, лингвистически распадаются на существительные (мальчик, рабочий, отец и т.д.) и прилагательные (умный, красивый, преданный и т.д.). Первые отвечают на вопрос «Кто я?», вторые – «Какой я?». Общее число слов, которыми люди себя описывают себя и других, огромно. Собственно психологических, личностных терминов значительно меньше. Тем не менее, перечень одних только оценочно – положительных качеств личности, составленных группой киевских ученых, насчитывает 582 наименования. Но компоненты самоописаний сочетаются друг с другом не как попало, и изучать их можно лишь в определенном порядке. [43, с.207].

Структура этих компонентов строится, во-первых, по степени отчетливости осознания, представленности того или иного из них в сознании, во-вторых, по степени их важности, субъективной значимости, в-третьих, по степени последовательности, логической согласованности друг с другом, от чего зависит и последовательность, непротиворечивость «образа Я» в целом.

Измерения, характеризующие отдельные компоненты или «образ Я» в целом, включают устойчивость (стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своих свойствах), уверенность в себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей), самоуважение (принятие себя как личности, признание своей социальной и человеческой ценности), кристаллизацию (легкость или трудность изменения индивидом представления о себе). [43, с.209].

Становление самооценки как механизма произвольной психической саморегуляции связано с усилением процессов самосознания и одновременно с их свертыванием, которое обеспечивается нарастанием автоматизма в их функционировании. Самооценка выступает условием и средством становления таких итоговых образований самосознания, какими выступают «образ Я» и «Я-концепция». [20, с.73].

«Я-концепция» отражает тот уровень развития знаний субъекта о себе, на котором они функционируют как сложившаяся, иерархическая, организованная, относительно устойчивая система. Система, представляющая собой константный компонент самосознания, определяющий специфику восприятия личностью окружающего мира, ее общее отношение к себе.

Рефлексивные действия занимают особую роль в механизме становления самооценки. Именно рефлексия позволяет человеку наблюдать себя в свете собственных чувств, внутренне дифференцировать «Я» действующее, рассуждающее, оценивающее.

Рефлексия наделяет самооценку обратной связью, благодаря которой субъект может оценивать намеченную цель с точки зрения перспектив успеха, корректировать ее с учетом различных норм, чувствовать себя ответственным за возможные результаты, продумывать их последствия для себя и окружающих. Посредством рефлексивных действий субъект осознанно выдвигает цели деятельности и поведения, строит программы их осуществления, осмысливает свои потребности в системе принятых ценностей, трансформирует заданное извне в личностно значимое, прогнозирует последствия совершаемых действий и поступков.

Из выше изложенного следует, что высокий уровень самооценки мы должны соотносить с наличием у субъекта умения обосновывать ее, актуализировать используемые средства ее обеспечения.

Мотивы, эмоциональные импульсы, побуждающие человека действовать во имя своих представлений о себе, также многообразны. Стремление к положительному образу «Я» – один из главных мотивов человеческого поведения. Люди всегда предпочитают высокое самоуважение низкому, ясные, кристаллизованные образы – расплывчатым, неопределенным, устойчивые – изменчивым, последовательные- непоследовательным, уверенность в себе – неуверенности и т.д. отношение человека к себе никогда не бывает безразлично – нейтральным, незаинтересованным, причем эмоциональная тональность, направленность (является ли она положительной либо отрицательной) и интенсивность, сила этих чувств пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности. Самый устойчивый и, возможно, сильнейший мотив такого рода – самоуважение. Второй специфический мотив – чувство «постоянства Я», побуждающее индивида поддерживать и охранять устойчивость однажды сложившейся «схемы самости», даже если она не вполне удовлетворительна. Взаимодействие этих двух мотивов стало в последние годы предметом специальных экспериментальных исследований. [20, с.75].

Страницы: 1 2 3


Холотропное дыхание
Холотропное дыхание было разработано в 70-е годы С.Грофом, американским психологом, родившимся в Чехословакии, с его женой Кристиной, в качестве легальной замены психоделической терапии. С.Гроф в своих первоначальных экспериментах по использованию дыхания в психотерапии отталкивался от работы Л.Орра и С.Рей. В конце 70-х годов он применя ...

Эмоциональный интеллект
В последние годы внимание специалистов в области психологии одаренности и творчества привлекла проблематика, прежде разрабатывавшаяся далеко за пределами этой отрасли. Новое направление получило наименование "исследование эмоционального интеллекта". Эти изыскания также реанимировали весьма давние рассуждения и исследования проб ...

Семейная социализация в младшем школьном возрасте. Социализация, её сущность
В общем смысле под социализацией понимают развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни, в процессе усвоения социального опыта. Например, у Л.В. Мардахаева [16] понятие социализация трактуется так: социализация (от лат.socialis – общественный) – процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение ...