Другая психология » 394 Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста » Самооценка - как психологическая категория. Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания

Самооценка - как психологическая категория. Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания
Страница 3

Выготский Л.С. в книге «Проблема возраста» задается следующим вопросом: по каким же психологическим законам конструируется когнитивная схема «самости» [7]. Современная психология сводит их к четырем основным принципам:

1. интериоризация, усвоение оценок других людей;

2. социальное сравнение;

3. самоатрибуция;

4. смысловая интеграция жизненных переживаний.

Принцип интериоризации чужих оценок, иначе - теория отраженного, зеркального «Я» (концепция Мида и Кули), имеет определенное экспериментальное подтверждение. Представление человека о самом себе во многом зависит от того, как оценивают его окружающие, особенно если это коллективная, групповая оценка. Под влиянием благоприятных мнений самооценка повышается, неблагоприятных – снижается. Нередко такой сдвиг бывает довольно устойчивым. Например, у человека, получившего от имени группы завышенные оценки, с течением времени повышается общий уровень притязаний, выходящий за пределы тех качеств, которые были отмечены как положительные. [43, с.168].

Психологические механизмы самооценивания довольно сложны. Прежде всего, возникает вопрос, меняется ли «образ Я» потому, что человек просто принимает чужое мнение о себе, усваивает внешнюю оценку, или потому, что он принимает роль другого, ставит себя на место другого и улавливает его отношение в определенной перспективе? Далее, кто и почему становится для человека значимым другим? Зависит ли «значимость» данного лица преимущественно от его иерархического положения (начальник или подчиненный), приписываемой ему компетентности (специалист или любитель), принадлежности к определенной референтной группе («свой» или «чужой») или от личных с ними взаимоотношений (друг или враг) – вопрос открытый. [43, с.170].

Все выше изложенное имеет непосредственное отношение к самооценке как таковой и в старшем дошкольном возрасте не накладывает на самооценку ребенка глубокого отпечатка, не затрудняют процесс ее изучения и формирования. Поэтому в этом возрасте влияние на развитие и становление самооценки наиболее эффективно.

Страницы: 1 2 3 


Развитие профориентации в России, СССР и РФ
Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897 г. (но только в годы Первой мировой войны подобные службы приобрели государственный статус). Уже в известном «Кающемся энциклопедисте» (1900) был раздел, специально посвященный выбору профессии и даже выделены четыре типичных варианта выбора: 1) согласно семейным традициям (ч ...

Формирование произвольного поведения у младших школьников
Младший школьный возраст связан со значительными изменениями в психологическом облике ребенка. Важнейшим моментом этих преобразований является переход от непосредственного к опосредствованному поведению, т.е. поведению осознанному и произвольному . Ребенок учится активно управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставл ...

Характеристика движений
Движение человека вне действия может быть предметом изучения лишь физиологии двигательного аппарата. Движения, особенно так называемые произвольные, обычно служат для выражения действий, посредством которых осуществляется поведение; поэтому свойства движений могут быть по большей части поняты лишь исходя из этих действий. Как компоненты ...