Заключение
Страница 1

Изучая теоретический материал по теме: «Особенности влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста», мы выяснили, что самооценка детей старшего дошкольного возраста формируется под воздействием целого ряда новообразований, характерных данному возрасту. В частности у детей старшего дошкольного возраста развивается механизм эмоционального контроля, появляется иерархическая структура переживаний. Развивается и обогащается индивидуальный опыт – главный источник конкретных знаний о себе, появляется способность к анализу, оцениванию и контролированию своих действий и поступков.

Уделяя особое внимание факторам, влияющим на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста, выяснили, что главным и самым важным фактором является детско-родительское отношение. Необходимо отметить, что в психологической литературе влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста исследовано не в полном объеме.

Для исследования особенностей влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки дошкольников, в данной дипломной работе были подобраны и проведены следующие методики: на выявление самооценки детей – методика «Лесенка», отражающая особенности самооценки; методика «Какой Я», раскрывающая восприятие и оценивание себя по десяти положительным качествам; проективная методика «Рисую себя», демонстрирующая внутреннее представление ребенка о себе.

Для исследования родительского отношения к детям, мы воспользовались «Опросником родительского отношения» Варга Я.А. и Столина В.В., отражающим рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты детско-родительских отношений по пяти различным шкалам (более подробное описание методики представлено в главе 2).

Анализ результатов исследования показал, что явно выраженный авторитарный стиль детско-родительских отношений реально способен повлиять на формирование низкой самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста.

Однако, эмоциональное отвержение, недовольство ребенком, его инфантилизация и строгий контроль со стороны родителей оказывают совершенно обратное влияние на формирование самооценки ребенка. При данных негативных формах родительского отношения, дети в ходе исследования продемонстрировали высокую самооценку.

Противоположным результатом, полученным при анализе экспериментальных данных, является средняя самооценка детей, родители которых уважают и признают индивидуальность ребенка, верят в него, т.е. в целом имеют благожелательное отношение к ребенку.

Анализируя полученные нами результаты, выявленные в ходе практического исследования, следует отметить, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования в основе своей подтвердилась, благоприятное отношение родителей к детям, характеризующееся эмоциональным принятием и кооперативными формами взаимодействия способствуют формированию самооценки среднего и высокого уровней у детей старшего дошкольного возраста.

Низкая самооценка формируется под влиянием негативных форм детско-родительских отношений (эмоциональное отвержение, инфантилизация ребенка, жесткий контроль и т.д.).

По нашему предположению на данном возрастном этапе формирования самооценки, детско-родительские отношения оказывают влияние на ту или иную функцию самооценки. В том случае, когда родительские отношения носят партнерский характер, проявляется любовь и уважение к личности ребенка, предоставляется самостоятельность, у ребенка в системе самооценивания развивается регуляторная функция самооценки. Обогащается индивидуальный опыт ребенка, выравнивается уровень притязаний, приобретая более осознанный характер. Развивающаяся критичность по отношению к себе приобретает гипертрофированные формы и выступает как конструктивный инструмент в дифференцировании самооценки.

В случае же, где общий фон детско-родительских отношений носит выраженный негативный характер, самооценка в структуре личности ребенка выполняет защитную компенсаторную функцию.

Чем больше отрицательных родительских оценок получает ребенок, тем сильнее он выстраивает свою «оборону» в виде высокого уровня самооценивания. На данный феномен можно было бы «закрыть глаза», ведь дети оценили себя высоко, однако подобная закономерность таит в себе целый ряд неблагоприятных последствий. Высокая самооценка компенсирует неблагополучный опыт, защищает ребенка от негативных оценок родителей, удовлетворяет фрустрированную способность «быть принятым», появляется оторванность самооценки от реального поведения ребенка, нарушается регуляторная функция самооценки, повышается ее защитная функция, что приводит к ситуации «закрытия Я».

Страницы: 1 2 3 4 5


Мотивация познавательной деятельности
Познавательные потребности рассматриваются как необходимость сознательного, активного, творческого познания окружающего мира, как интегративное свойство формирующейся личности младшего школьника, являющегося субъектом учебной деятельности. Специфика познавательных потребностей проявляется в понимании младшими школьниками необходимости: п ...

Основы полового воспитания. Теоретические основы
Прежде чем перейти к изучению проблемы исследования следует определить тот категориальный аппарат, который поможет наиболее глубоко проникнуть в научные основы полового воспитания. Основополагающей в разделе "половое воспитание мы считаем категорию пола. "Пол" - понятие многогранное, которое рассматривается в науке с разны ...

Отбор и корректировка заданий
На основании подсчитанных показателей отбираются пригодные. Отбрасываются, прежде всего, те, что имеют корреляцию с итоговым баллом, близкую к 1 . кстати. Потом выбрасываем недискриминативные задания. Обычно «вылетают» более половины заданий. Если оставшихся не хватает, то предпринимаем следующие меры: - в заданиях, имеющих отрицательную ...