Теоретические воззрения
Страница 4

На основе теоретического анализа и экспериментальных данных ряда авто­ров строение когнитивной схемы эмоции можно пред­ставить следующим образом (Приложение 1 ).

Объединяющим ядром схемы явля­ется полученное из личного опыта зна­ние о субъективном переживании эмо­ции. Оно плохо поддается фиксации с помощью средств языка или других зна­ковых систем и запечатлевается в памя­ти непосредственно. Именно благодаря возникновению этого эмоционального тона в большинстве случаев (хотя и не всегда) мы непосредственно “знаем”, чув­ствуем, какую эмоцию испытываем. От­метим, что далеко не все авторы считают нужным введение в схему такого элемента, как субъективное переживание, поскольку нет возможности его четко зафиксировать с помощью внешнего на­блюдения или каких-либо других объ­ективных процедур. Этот элемент необ­ходимо учитывать, так как интроспективно он является главным, а иногда и единственным признаком, по которому человек судит о своем эмоцио­нальном состоянии. Ru93050156a запорный кран.

Однако при идентификации эмоций окружающих людей ведущими становят­ся другие признаки. Вероятно, главными среди них оказываются следствия эмо­ций, прежде всего их внешние проявления. Эта фуппа признаков исследуется в пси­хологии эмоций больше всего . К ним можно отнести выра­жения лица, вокальные изменения, фи­зиологические проявления, прежде все­го связанные с активностью вегетатив­ной нервной системы, поведенческие из­менения. Сюда же необходимо отнести изменения и других психических про­цессов, так как эмоции существенно влияют на их протекание. Это особенно ярко показано в исследованиях по­следних лет, посвященных воздействию эмоций на процессы мышления, вос­приятия, внимания и памяти , о которых далее будет сказано подробнее.

Еще одну группу элементов схемы эмоции составляют антецеденты, т.е. то, что предшествует и, возможно, является причиной эмоции. К антецедентам от­носят прежде всего эмоциогенные си­туации . Следует подчеркнуть, что эмо­ции вызываются не ситуацией самой по себе, а ее взаимодействием с внутрен­ними состояниями индивида и прежде всего с его целями . Таким образом, если наблюдатель представляет себе си­туацию, в которой оказался человек, его цели в данный момент и внешние про­явления эмоции, то он имеет достаточ­но информации, чтобы сделать вывод о том, какая эмоция переживается.

Однако известно, что люди дают раз­ные эмоциональные реакции на одни и те же ситуации, даже если можно пред­положить наличие у них одинаковых це­лей. Известно также, что нет однознач­ной связи между внешними проявлениями эмоций и субъективным пережива­нием. Так, улыбка совершенно не обя-зательнотбудет свидетельствовать о по­ложительной эмоции. Для идентифика­ции эмоции необходимо учитывать до­полнительную информацию о некото­рых промежуточных переменных, опо­средствующих порождение и проявление эмоции, которые можно назвать медиато­рами.

К ним можно отнести: во-первых, индивидуальные особенности (темпера­мент, личностные черты, внутриличност-ные конфликты, характеристики волевой сферы), которые определяют предраспо­ложенность к возникновению и прояв­лению тех или иных эмоций; во-вторых, культурные особенности, предопреде­ляющие способы выражения эмоций, нормы, предписывающие, какие эмоции следует, а какие не следует испытывать, и как их проявлять и т.п.; в-третьих, актуальное физическое и психическое состояние индивида, также

определяю­щее особенности эмоционального реа­гирования.

Конечно, данную структуру схемы эмоции нельзя рассматривать как окон­чательную и наиболее полную. Важно подчеркнуть, что когнитивная схема эмоции отража­ет отнюдь не реальное протекание эмо­циональных процессов, но форму, в ко­торую организованы знания об эмоциях в памяти человека.

Исходя из описанной структуры схе­мы эмоции и основываясь на результа­тах эмпирических исследований, мож­но представить развитие схематической организации знаний об эмоциях в он­тогенезе следующим образом. Сначала появляются отдельные связи типа “си­туация-эмоция”, “эмоция-внешнее вы­ражение”. Эти связи являются жестки­ми, носят разрозненный характер и не организованы в схему. Позже количество элементов схемы увеличивается, а связи становятся более гибкими и интегрированными. Так, по данным П. Харриса, в пять лет дети однозначно привязыва­ют эмоцию к вызывающей ее ситуации, определяя первую через вторую. Только позже у детей появляются представления о внутренних состояниях, опосредствую­щих связь между ситуацией и эмоцио­нальной реакцией . Ту же тенденцию выявили С. Дональдсон и Н. Вестерман : они показали, что с возрастом де­ти начинают учитывать зависимость эмо­ций не только от внешних ситуаций, но и от внутренних состояний, воспомина­ний, ожиданий, которые могут или са­ми вызывать эмоции, или опосредство­вать их возникновение.

Страницы: 1 2 3 4 5


Темперамент и характер
Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим». Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. В одной из психологических книг описана очень выразительная жизненная ситуация, раскрывающая специфические особенности поведения пре ...

Биологическая ограниченность интеллекта животных
Наряду со всем этим надо четко представить себе биологическую ограниченность интеллектуального поведения обезьян. Как и все другие формы поведения, оно всецело определяется образом жизни и чисто биологическими закономерностями, рамки которых не может перешагнуть даже самая умная обезьяна. Так, например, шимпанзе на воле каждый вечер устр ...

Элементы учебной деятельности
На определенном этапе развития в жизнь ребенка входит такой вид деятельности, как учение. Это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определенных знаний, навыков, умений. Учебная деятельность включает в себя: 1) усвоение информации, необходимой для осуществления практической деятельности; ...