Другая психология » Преодоление страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством игры и изобразительной деятельности » Исследование страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Возникновение страха в ответ на действие угрожающего стимула

Исследование страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Возникновение страха в ответ на действие угрожающего стимула
Страница 11

К тому же подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний – они «все держат в себе», и только близкие, да и то не всегда, могут догадаться, что творится в их душе.

Существует ли наследственная передача тех или иных конкретных страхов, тем более, что часто мы имеем дело с таким общим у матерей и детей страхами, как страхи одиночества, темноты, животных, боли и неожиданных звуков? Да, если мать и сейчас испытывает подобные страхи. Это указывает на «общий» с детьми тип нервно–психического реагирования. Последнее означает и общность восприятия, запечатления страха, его переработки в сознании и изменения поведения.

Следует иметь в виду, что большинство детей проходят в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти беспокойных родителей, и передавая детям в процессе непосредственного общения в семье. Это наиболее типичный путь передачи страхов. Поэтому можно утверждать, что вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, особенно если налицо общие свойства высшей нервной деятельности, а также, если родители пользуются у детей авторитетом и если между ними существует тесный эмоциональный контакт.

Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее опасения, могут сознательно культивироваться родителями в процессе воспитания или внушаться детям в навязываемой им системе ценностных ориентаций. Матери, ввиду более тесного биологического и эмоционального контакта с детьми, склонны в большей степени, чем отцы, передавать им свои страхи, хотя бы в силу стремления предохранять детей от повторения своих страхов. Но именно этим привлекается особое внимание к опасности, лежащей в основе того или иного страха. Если учесть тревожность матерей, беззащитность детей и их неуверенность себе, то появление страхов не будет казаться чем–то необычным. В целом матери более «успешно» передают детям беспокойство – тревожность, а отцы – мнительность, сомнения в правильности своих действий. Все вместе это и порождает тревожно – мнительный способ реагирования у детей как базис возникновения страхов, опасений, предчувствий и сомнений.

Страхов существует столько, что разобраться в них непросто. Существует много способов классифицировать их по какому – то признаку. Например, их можно разделить на группы исходя из того, что боится человек – это классификация по фабуле страха. Известный психиатр Карвасарский различал восемь основных фабул страха.

1. Боязнь пространства, проявляемая в различных формах.

Агорофобия – боязнь открытых пространств. К этой группе относятся страх глубины и высоты.

2. Социофобии, связанные с общественной жизнью. Они включают в себя эрейтофобию – страх покраснеть в присутствии людей. Страх публичных выступлений, и в то же время, по уверению специалистов, его преодоление не представляет трудностей и зависит от регулярной тренировки. Страх знакомства с людьми.

3. Нозофобия – страх заболеть каким–либо заболеванием. Этот вид навязчивого страха в той или иной мере всегда присутствует в обществе, но особо обостряется и принимает массовый характер во время эпидемий.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12


Технологические варианты (приемы) психологического консультирования в Интернете
На наш взгляд, у заочного вида психологической помощи, а в данном случае у Интернет-консультирования, есть содержательные преимущества по сравнению с другими видами психологического консультирования. Мы уже писали об этом выше, в первых частях нашего курсового исследования. Здесь же мы подчеркнем именно технологически-вариативные процесс ...

Проблемы депрессии в отечественной и зарубежной литературе
По мнению Нуллера Ю. Л. и Михаленко И.Н., депрессии детского возраста за последние годы стали чаще диагностироваться и отечественными, и зарубежными психиатрами, но проблема детских депрессий остается темой еще незавершенных научных изысканий. О возможности возникновения депрессии в 10 лет писали уже многие зарубежные психологи. По их на ...

Строение мотивации учения.
Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Мотив - это направленность школьника на отдель ...