Другая психология » Преодоление страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством игры и изобразительной деятельности » Сравнительный анализ проявления страхов детей на констатирующем и заключительном этапах исследования

Сравнительный анализ проявления страхов детей на констатирующем и заключительном этапах исследования
Страница 1

Ознакомившись с большим количеством литературы и выдвинув гипотезу, поставила перед собой следующие задачи:

1. Составить пакет методик, выявляющих основополагающие страхи у детей.

2. Диагностика детей старшего дошкольного возраста.

3. Составление коррекционной программы и ее проведение.

Для диагностики выбраны следующие методики:

- «Опросник спектра страхов» А. И. Захарова

Цель: выявить основополагающие страхи. Были опрошены дети и их родители.

- «Неоконченное предложение» Г. Я. Кудрина.

Цель: получение дополнительных сведений о причинах страхов, беспокойства ребенка. Ребенку предлагается послушать предложение и сразу, не задумываясь, продолжить его первой пришедшей в голову мыслью.

- Проективная методика «Рисунок семьи» Е. И. Рогов «Настольная книга практического психолога».

Цель: исследование межличностных отношений ребенка с родителями.

Инструкция: нарисуй свою семью красками или карандашами.

- Проективная методика предложенная А. И. Захаровым «Что мне сниться страшное».

По результатам диагностики («Опросника страхов» Захарова А. И.) получены следующие данные: у 50% детей слишком большое количество страхов и повышенная тревожность. У 50% детей страх соответствует возрастным особенностям детей (то есть сумма баллов не превышает девяти).

Это подтверждает и методика «Неоконченное предложение». Результаты показали высокий уровень тревожности у 16 детей: это составляет 57% и средний уровень тревожности 12 детей – 43%. Если рассмотреть ответы на каждое «неоконченное предложение», то получится неутешительный результат. Так на вопрос «Мои сны…» 50% детей отвечают: «боюсь», «страшные». На предложение «Боюсь…» 45% детей отвечают: «страшилок, приведений». А на два вопроса «Не люблю, когда меня…» и «Плачу, когда…» дети отвечают однозначно: «Бьют и ругают» - 63%.

Наглядно эти проценты может показать проективная методика «Рисунок семьи» (дальше в исследовании участвуют те 50% детей, у которых с помощью двух перечисленных выше методик выявлены страхи).

71% детей нарисовали семью разрозненно (предметы между членами семьи, самого себя рисуют с растопыренными руками, как бы защищаясь; сильная частая штриховка; себя рисуют очень маленькими по отношению к другим фигурам; у детей нет твердой почвы под ногами – они не уверены в себе; рисуют не всех членов семьи, в большинстве упускают отца, отвечая на вопрос: «А он на работе», «Он ушел к другой тете», «Не хочу рисовать») – все это указывает на неблагоприятные межличностные отношения ребенка с семьей.

29% - детей рисуют семью взявшись за руки, общий эмоциональный настрой рисунка – положительный, но выдает всю эту картину штриховка, что говорит о тревожности.

Из методики «Что мне снится страшное» видно, больше всего детей беспокоит «быть уничтоженным во время нападения чудовищ», одиночества, боли, то есть страх смерти, который дети начинают осознавать в 6-8 лет.

Из этих рисунков так же выявляется напряженность во взаимоотношениях детей и родителей.

После завершения обследования составил коррекционную группу – экспериментальная и контрольная группа: по 7 детей. В экспериментальную группу включены дети, которые набрали (по опроснику Захарова А.И.) свыше 17 баллов – можно предположить о развивающемся неврозе. В контрольную группу включены дети, которые набрали большое количество баллов (свыше 9, но меньше 17).

Полученные данные по методике А. И. Захарова.

Задача: сравнить средний уровень страха в экспериментальной группе до коррекционной работы со средним уровнем страха после коррекционной работы.

Математические вычисления показали, что наблюдаемое больше критического: Z набл > Z крит (3,4 > 2,32).

экспериментальная группа

А группа контрольная показала по истечению двух месяцев: Z набл < Z крит (0,4 < 2,32)

Можно сделать вывод: в экспериментальной группе уровень страхов понизился и следовательно данная коррекционная программа составлена эффективно (то есть подвижная игра и изодеятельность отреагируют детские страхи).

Результаты обследования детей приведены в таблице №1

Страницы: 1 2 3


Теоретический анализ проблемы профориентации учащихся и их профессионального выбора. Профориентация учащихся на современном этапе
Выбор профессии – важнейший этап в жизни любого человека. Неудачное профессиональное (а в более широком смысле – и трудовое) самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психологических, жизненых, экзистенциальных (а может даже и патопсихологических) проблем. Помочь школьникам в правильном професс ...

Учение о психологическом стрессе
Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряже­ние) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физичес­кому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин приме­няется для обознач ...

Мотивации учения
Исследование мотивов учения позволит определить, откуда берутся цели учебной деятельности, что побуждает человека учиться, добиваться осуществления поставленных целей. Учение отличается от других видов деятельности тем, что овладение знаниями и навыками — это не только результат, но и цель. Мотивации учения зависят от многих факторов: 1) ...