Другая психология » Социально-психологическая адаптация к браку. Доминирующая гиперпротекция » Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и значение.

Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и значение.
Страница 3

Суть негативной вторичной адаптации составляет ослаб­ление чувств, любовь начинает разрушаться (уменьшаться) при монотонном постоянном воздействии одного и того же раздражителя. Для нее характерны следующие проявления:

· в интеллектуальной сфере - повтор одних и тех же чувств, мыслей, суждений и оценок;

· в нравственной сфере - грубость в отношениях, сарказм и ирония, появление супругов друг перед другом в «непо­требном» внешнем виде, демонстрация негативных внут­ренних качеств;

· в сексуальной сфере - низкая культура интимных отно­шений, легкая доступность близости и однообразие.

Почему это происходит? В результате близких отноше­ний складывается привычка в близких взаимных оценках, в итоге снижается чувствительность партнера к положитель­ным подкреплениям. Зато партнеры становятся чрезвычай­но чувствительны к отрицательным оценкам. Близкому че­ловеку легко вызвать отрицательную оценку и трудно - по­ложительную.

Почему семья нередко становится могилой для любви?

Может быть, потому, замечает Л. М. Иванова, что меша­ют повторяющиеся ощущения. Или притупляются чувства, уходит острота.

1. С одной стороны, повторяющиеся чувства не так больно ранят, а с другой стороны, за смягчение боли мы платим потерей радости.

2. Мешают возвести любовь на семейный трон и враги люб­ви. Это избыток общения супругов. Постоянное пребы­вание на глазах друг друга, сокращение дистанции до ми­нимума. Щеголянье друг перед другом в неопрятном виде, вульгарность, иллюзия бесконечной близости и слияния в одного человека, общение изо дня в день в те­чение долгих лет.

3. И самое опасное в том, что общение гасит голод по чело­веку. Вот почему молодым супругам нужны разлуки, хотя бы короткие. Их иногда следует устраивать нарочно, что бы обмануть врагов любви.

4. Но самый лютый враг любви таится в страхе потерять люби­мого. Этот страх живет, в каждом и мешает жить нам и тем, кто с нами, - любимым. Страх рождает ревность и глупость за глупостью, но никогда не удерживает любимого.

5. Врагом любви в семье является и замечательное искусство ругаться по любому поводу друг с другом. Ругаемся, разря­жаемся, раздражаемся, не делаем над собой никаких уси­лий, чтобы сдержаться. От чужих глаз стараемся спрятать свои недостатки, а на близких, дорогих людей обрушиваем их самосвалами, мешками, ведрами выливаем.

Межличностные отношения в семье имеют определен­ную динамику. Исследователями выявлено пять стадий в развитии чувств молодых супругов. Первая - это когда парт­нер предстает в образе героя/героини. Его любят, им любу­ются, им наслаждаются, и все, что он делает, вызывает вос­торг и восхищение. Вторая - когда наступает некоторое ра­зочарование в чувствах, партнер еще не вызывает отрицательных эмоций, но его отсутствие уже не расстраива­ет. Третья стадия - когда один партнер уходит на работу, а второй при этом чувствует даже некоторое облегчение. Именно в этом месте кроются опасности, фактически за­рождается непонимание, и оно может развиваться, если не вмешаться. На этой стадии следует усилить внимание супру­гов друг к другу, но снизить интенсивность общения.

Пока еще все можно урегулировать мирным путем, не до­водя до следующей четвертой стадии - эмоционального ох­лаждения. На этой стадии неудовлетворенному партнеру на­чинает совершенно реально казаться, что выбор неудачен, присутствие другого начинает вызывать тихое глухое раздражение, и вина его быстро растет. Из героя он превращается в виноватого, ему приписываются все плохие поступки, все слова его кажутся фальшивыми. А сам он кажется несклад­ным и неудачником. Физическая близость становится не­возможной, воспоминания о ней окрашены негативно.

Пятая стадия - это когда негативные установки преобла­дают, плохие мысли распространяются не только на партне­ра, но и на всех его родственников.

Опасность этой стадии в пиковом состоянии человека. Фактически он в состоянии аффекта, т.е. плохо соображает, разум отсутствует, эмоции захлестывают. На этой пятой ста­дии человек не дает себе труда сдерживать себя. Ситуация пахнет разводом, но характерно, что в этот период человек не может бросить партнера, т. к. думает, что сильно его любит.

Эта пятая стадия не конец, после нее наступает плато без­действия. Все как будто затормаживается, не движется, не развивается. Наступает климат абсолютного доверия. Он-то как раз и становится спасительным. Надо переждать, и мир восстановится. Медленно, но верно начинает развиваться эта же кривая, но в обратную сторону.

Психологи-практики советуют для борьбы с негативной вторичной адаптацией использовать внесение творческих эле­ментов, сюрпризов и разнообразия в близкие отношения, регу­лярно оказывать знаки внимания друг другу, активно организовывать продуктивный и интересный семейный отдых и досуг, постоянно самосовершенствоваться каждому члену семьи, по­вышать взаимную автономию и личностную свободу.

Обобщение и систематизация отечественных работ, свя­занных с изучаемой проблемой, позволили уточнить поня­тие брачно-семейной адаптации, выделить ее специфику. Поскольку семья является малой группой, то представляется возможным использование некоторых характеристик, зако­номерностей проявления социально-психологической адаптации при изучении процесса брачно-семейной адапта­ции. Однако необходимо отметить, что нельзя игнорировать специфику семьи, рассматривать ее как поле, на материале которого изучается то же самое, что может быть изучено на материале других малых групп.

Страницы: 1 2 3 4 5


Компромисс
Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию. При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных ...

Занятие №2 «В гостях у белки»
Цель: развитие концентрации внимания, ориентировки в пространстве, налаживание контакта с группой. Задачи: 1. Развивать концентрацию внимания. 2. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 3. Создать положительный эмоциональный фон занятия. 4. Воспитывать уважение к окружающему миру. 5. Воспитывать самоконтроль у ребёнка. I . Вводная ча ...

Теории темперамента
Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщённых портретов-типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, т.к. с их помощью можно было предсказать поведение людей с определённым темпераментом в конкретных жизненных ситуациях. Древне ...