Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и
значение.Страница 4
Л.Я. Гозман, Ю.Е.Алешина выделяют следующие наиболее важные отличия семьи от других малых групп:
1) нормативная заданность семьи, т.е. семья является максимально контролируемой в нормативном плане;
2) гетерогенность состава;
3) закрытость группы;
4) полуфункциональность группы;
5) длительность истории семьи;
6) тотальность – полное вовлечение человека в семейные отношения.
Таким образом, задаются определенные рамки для переноса особенностей протекания социально-психологической адаптации на адаптацию к семье. Брачно-семейную адаптацию
следует рассматривать как постепенный процесс приспособления супругов друг к другу и к семейной жизни, результатом которого должно быть формирование устойчивого семейного уклада, распределение бытовых и психологических ролей, выработка приемлемого стиля общения друг с другом, выработка приемов разрешения и профилактики конфликтов и разногласий, определение взаимоотношений с микроокружением по типу открытой или закрытой группы. Это определение, на наш взгляд, является наиболее удачным, поскольку достаточно полно схватывает содержательный аспект брачно-семейной адаптации как целостного процесса.
Своеобразную концепцию брачно-семейной адаптации предложил В. А. Сысенко. Основу ее составляют особенности характеров супругов и вытекающие отсюда их адаптационные возможности. Автор выделяет четыре группы людей по степени и уровню адаптации:
1. Высокоадаптированные личности.
2. Среднеадаптированные.
3. Низкоадаптированные.
4. Дезадаптированные.
К общим адаптационным особенностям он относит:
1. Способность к сотрудничеству.
2. Способность к общению.
3. Способность к эмоциональному и рациональному пони
манию других людей.
4. Способность к самоконтролю и самопознанию.
5. Умение выбрать адекватный тип поведения в зависимости от условий и обстоятельств.
Развитие этих способностей в значительной мере, по мнению автора, определяет успешность брачно-семейной адаптации. Однако этот вывод предполагает не метафизическое, а диалектическое мышление, признающее в одном и том же явлении позитивные и негативные моменты, прогрессивное и регрессивное. Необходимо учитывать, что каждая супружеская пара вырабатывает свой неповторимый стиль взаимоотношений; компенсирует нередко самые нежелательные характеристики друг друга, противостоит негативным тенденциям.
В. А. Сысенко определяет структуру адаптации личности в сфере брачно-семейных отношений следующим образом:
1. Адаптация физиологическая, в том числе сексуальная.
2. Адаптация к темпераменту, характеру партнера.
3. Адаптация к семейным ролям, к новым обязанностям, правам, к разделению труда в брачном союзе.
4. Адаптация к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни брачного партнера.
5. Адаптация к основным ценностям жизни, «жизненной философии», пониманию цели и смысла жизни партнера.
Некоторые характеристики брачно-семейной адаптации рассматриваются в исследованиях по социальной перцепции.
Первоначальное впечатление о человеке возникает на основании внешних данных. Партнеры всматриваются в лица друг друга, стараются предугадать поступки. «На основе внешней стороны поведения мы как бы читаем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных» (с. Л. Рубинштейн). И вот здесь возникает интересное явление. Верность, точность «прочтения» другого человека во многом зависят и от богатства собственных представлений. Получается своеобразное отражение в другом человеке того, что есть на самом деле в себе.
Значит, мы сами себя можем оценить и представить себе, какие мы есть на самом деле, только в оценках окружающих себя людей, и в то же время наша оценка станет для кого-то основой самооценки.
Социальная психология пытается выявить закономерности человеческого общения, найти пути улучшения их за счет изучения самого человека. Исследователи человеческого поведения установили, что даже простое присутствие другого человека рядом существенно изменяет поведение. Это явление достаточно распространенное и называется социальной фасилитацией.
Чаще всего, вступая в общение с другим человеком, мы преследуем определенную цель - мы хотим понравиться ему, или хотим сделать его своим единомышленником, добиться признания своих достоинств, в конце концов, приучить к себе, приручить. Стараясь обратить в свою веру, мы используем все средства, чтобы вызвать в нем ответное чувство. Мы убеждаем, магнетизируя взглядом, мы умоляем, создавая эмоциональный фон в разговоре, мы доказываем - и в ход пускается мимика, жестикуляция. Когда мы, таким образом, завоевываем собеседника, тут все имеет значение: и взгляд, и выражение лица, и тембр голоса, и «контакт глаз». .
Но нам также хочется узнать, как воспринимает нас другой человек, вызываем ли мы, в свою очередь, симпатию или антипатию, т. е., иными словами, как к нам относится человек - хорошо или плохо. Осознание того, как нас воспринимает партнер по общению, зависит от умения поставить себя на место другого человека, что немаловажно на этапе формирования брачной пары. А умение не только поставить себя на место другого, но и вжиться в его состояние, прочувствовать его положение, воспринять ход его мыслей, является важным уже для развития адаптации в брачно-семейных отношениях.
Специфика и способы преодоления депрессий
Проблема лечения депрессии обычно рассматривается в рамках трех подходов к воздействию на симптоматику, оказавшихся наиболее успешными по мнению специалистов: антидепрессантное медикаментозное лечение, Когнитивно-бихевиористическая терапия и интерперсональная терапия. В связи с тем, что лечение депрессии у детей является относительно мол ...
Рисуночный тест "Семья, которую я хочу"
Инструкция: Переверните лист бумаги на другую сторону нарисуйте теми же карандашами еще одну семью, но не семью - близнец, а ту, которую бы вы хотел иметь, иначе говоря - "Семью, которую хочу". Второй рисунок - это позитив после работы ретушера с негативом первого рисунка. Второй рисунок - это "вход" в желаемое, " ...
Мотивации учения
Исследование мотивов учения позволит определить, откуда берутся цели учебной деятельности, что побуждает человека учиться, добиваться осуществления поставленных целей. Учение отличается от других видов деятельности тем, что овладение знаниями и навыками — это не только результат, но и цель. Мотивации учения зависят от многих факторов: 1) ...