Другая психология » Социально-психологическая адаптация к браку. Доминирующая гиперпротекция » Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и значение.

Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и значение.
Страница 4

Л.Я. Гозман, Ю.Е.Алешина выделяют следующие наи­более важные отличия семьи от других малых групп:

1) нормативная заданность семьи, т.е. семья является максимально контролируемой в нормативном плане;

2) гетерогенность состава;

3) закрытость группы;

4) полуфункциональность группы;

5) длительность истории семьи;

6) тотальность – полное вовлечение человека в семейные отношения.

Таким образом, задаются определенные рамки для перено­са особенностей протекания социально-психологической адаптации на адаптацию к семье. Брачно-семейную адаптацию

следует рассматривать как постепенный процесс приспособле­ния супругов друг к другу и к семейной жизни, результатом ко­торого должно быть формирование устойчивого семейного уклада, распределение бытовых и психологических ролей, вы­работка приемлемого стиля общения друг с другом, выработка приемов разрешения и профилактики конфликтов и разногла­сий, определение взаимоотношений с микроокружением по типу открытой или закрытой группы. Это определение, на наш взгляд, является наиболее удачным, поскольку достаточно полно схватывает содержательный аспект брачно-семейной адаптации как целостного процесса.

Своеобразную концепцию брачно-семейной адапта­ции предложил В. А. Сысенко. Основу ее составляют осо­бенности характеров супругов и вытекающие отсюда их адаптационные возможности. Автор выделяет четыре группы людей по степени и уровню адаптации:

1. Высокоадаптированные личности.

2. Среднеадаптированные.

3. Низкоадаптированные.

4. Дезадаптированные.

К общим адаптационным особенностям он относит:

1. Способность к сотрудничеству.

2. Способность к общению.

3. Способность к эмоциональному и рациональному пони­

манию других людей.

4. Способность к самоконтролю и самопознанию.

5. Умение выбрать адекватный тип поведения в зависимос­ти от условий и обстоятельств.

Развитие этих способностей в значительной мере, по мнению автора, определяет успешность брачно-семейной адаптации. Однако этот вывод предполагает не метафизи­ческое, а диалектическое мышление, признающее в одном и том же явлении позитивные и негативные моменты, про­грессивное и регрессивное. Необходимо учитывать, что каждая супружеская пара вырабатывает свой неповтори­мый стиль взаимоотношений; компенсирует нередко са­мые нежелательные характеристики друг друга, противо­стоит негативным тенденциям.

В. А. Сысенко определяет структуру адаптации личности в сфере брачно-семейных отношений следующим образом:

1. Адаптация физиологическая, в том числе сексуальная.

2. Адаптация к темпераменту, характеру партнера.

3. Адаптация к семейным ролям, к новым обязанностям, правам, к разделению труда в брачном союзе.

4. Адаптация к потребностям, интересам, привычкам, об­разу и стилю жизни брачного партнера.

5. Адаптация к основным ценностям жизни, «жизненной философии», пониманию цели и смысла жизни партнера.

Некоторые характеристики брачно-семейной адаптации рассматриваются в исследованиях по социальной перцепции.

Первоначальное впечатление о человеке возникает на основании внешних данных. Партнеры всматриваются в лица друг друга, стараются предугадать поступки. «На основе внеш­ней стороны поведения мы как бы читаем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных» (с. Л. Рубин­штейн). И вот здесь возникает интересное явление. Верность, точность «прочтения» другого человека во многом зависят и от богатства собственных представлений. Получается своеобраз­ное отражение в другом человеке того, что есть на самом деле в себе.

Значит, мы сами себя можем оценить и представить себе, какие мы есть на самом деле, только в оценках окружающих себя людей, и в то же время наша оценка станет для кого-то основой самооценки.

Социальная психология пытается выявить закономер­ности человеческого общения, найти пути улучшения их за счет изучения самого человека. Исследователи человечес­кого поведения установили, что даже простое присутствие другого человека рядом существенно изменяет поведение. Это явление достаточно распространенное и называется социальной фасилитацией.

Чаще всего, вступая в общение с другим человеком, мы преследуем определенную цель - мы хотим понравиться ему, или хотим сделать его своим единомышленником, добиться признания своих достоинств, в конце концов, приучить к себе, приручить. Стараясь обратить в свою веру, мы используем все средства, чтобы вызвать в нем ответное чувство. Мы убежда­ем, магнетизируя взглядом, мы умоляем, создавая эмоциона­льный фон в разговоре, мы доказываем - и в ход пускается мимика, жестикуляция. Когда мы, таким образом, завоевываем собеседника, тут все имеет значение: и взгляд, и выражение лица, и тембр голоса, и «контакт глаз». .

Но нам также хочется узнать, как воспринимает нас дру­гой человек, вызываем ли мы, в свою очередь, симпатию или антипатию, т. е., иными словами, как к нам относится чело­век - хорошо или плохо. Осознание того, как нас восприни­мает партнер по общению, зависит от умения поставить себя на место другого человека, что немаловажно на этапе фор­мирования брачной пары. А умение не только поставить себя на место другого, но и вжиться в его состояние, прочувство­вать его положение, воспринять ход его мыслей, является важным уже для развития адаптации в брачно-семейных от­ношениях.

Страницы: 1 2 3 4 5


Основные принципы психоанализа
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, “кипящий” пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом , он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь ...

Конфликты и межличностные отношения
Конфликт — это про­тиворечие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни (А. Г. Ковалев), Среди многих причин, порождающих конфликт, определенное место занимает несовместимость в физическом, психофизиологическом, социально-психологическом и социально-идеологическом отношениях. В социалисти ...

Донаучное изучение сознания
Характерно, что в донаучные исторические эпохи проблема сознания была связана прежде всего с измененными состояниями сознания. В той или иной мере такой подход к сознанию сохранялся, претерпев некоторые изменения, вплоть до появления экспериментальной психологии как науки и философско-теоретического обоснования проблемы сознания у Декарт ...