Другая психология » Социально-психологическая адаптация к браку. Доминирующая гиперпротекция » Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и значение.

Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и значение.
Страница 4

Л.Я. Гозман, Ю.Е.Алешина выделяют следующие наи­более важные отличия семьи от других малых групп:

1) нормативная заданность семьи, т.е. семья является максимально контролируемой в нормативном плане;

2) гетерогенность состава;

3) закрытость группы;

4) полуфункциональность группы; www.trcover.ru

5) длительность истории семьи;

6) тотальность – полное вовлечение человека в семейные отношения.

Таким образом, задаются определенные рамки для перено­са особенностей протекания социально-психологической адаптации на адаптацию к семье. Брачно-семейную адаптацию

следует рассматривать как постепенный процесс приспособле­ния супругов друг к другу и к семейной жизни, результатом ко­торого должно быть формирование устойчивого семейного уклада, распределение бытовых и психологических ролей, вы­работка приемлемого стиля общения друг с другом, выработка приемов разрешения и профилактики конфликтов и разногла­сий, определение взаимоотношений с микроокружением по типу открытой или закрытой группы. Это определение, на наш взгляд, является наиболее удачным, поскольку достаточно полно схватывает содержательный аспект брачно-семейной адаптации как целостного процесса.

Своеобразную концепцию брачно-семейной адапта­ции предложил В. А. Сысенко. Основу ее составляют осо­бенности характеров супругов и вытекающие отсюда их адаптационные возможности. Автор выделяет четыре группы людей по степени и уровню адаптации:

1. Высокоадаптированные личности.

2. Среднеадаптированные.

3. Низкоадаптированные.

4. Дезадаптированные.

К общим адаптационным особенностям он относит:

1. Способность к сотрудничеству.

2. Способность к общению.

3. Способность к эмоциональному и рациональному пони­

манию других людей.

4. Способность к самоконтролю и самопознанию.

5. Умение выбрать адекватный тип поведения в зависимос­ти от условий и обстоятельств.

Развитие этих способностей в значительной мере, по мнению автора, определяет успешность брачно-семейной адаптации. Однако этот вывод предполагает не метафизи­ческое, а диалектическое мышление, признающее в одном и том же явлении позитивные и негативные моменты, про­грессивное и регрессивное. Необходимо учитывать, что каждая супружеская пара вырабатывает свой неповтори­мый стиль взаимоотношений; компенсирует нередко са­мые нежелательные характеристики друг друга, противо­стоит негативным тенденциям.

В. А. Сысенко определяет структуру адаптации личности в сфере брачно-семейных отношений следующим образом:

1. Адаптация физиологическая, в том числе сексуальная.

2. Адаптация к темпераменту, характеру партнера.

3. Адаптация к семейным ролям, к новым обязанностям, правам, к разделению труда в брачном союзе.

4. Адаптация к потребностям, интересам, привычкам, об­разу и стилю жизни брачного партнера.

5. Адаптация к основным ценностям жизни, «жизненной философии», пониманию цели и смысла жизни партнера.

Некоторые характеристики брачно-семейной адаптации рассматриваются в исследованиях по социальной перцепции.

Первоначальное впечатление о человеке возникает на основании внешних данных. Партнеры всматриваются в лица друг друга, стараются предугадать поступки. «На основе внеш­ней стороны поведения мы как бы читаем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных» (с. Л. Рубин­штейн). И вот здесь возникает интересное явление. Верность, точность «прочтения» другого человека во многом зависят и от богатства собственных представлений. Получается своеобраз­ное отражение в другом человеке того, что есть на самом деле в себе.

Значит, мы сами себя можем оценить и представить себе, какие мы есть на самом деле, только в оценках окружающих себя людей, и в то же время наша оценка станет для кого-то основой самооценки.

Социальная психология пытается выявить закономер­ности человеческого общения, найти пути улучшения их за счет изучения самого человека. Исследователи человечес­кого поведения установили, что даже простое присутствие другого человека рядом существенно изменяет поведение. Это явление достаточно распространенное и называется социальной фасилитацией.

Чаще всего, вступая в общение с другим человеком, мы преследуем определенную цель - мы хотим понравиться ему, или хотим сделать его своим единомышленником, добиться признания своих достоинств, в конце концов, приучить к себе, приручить. Стараясь обратить в свою веру, мы используем все средства, чтобы вызвать в нем ответное чувство. Мы убежда­ем, магнетизируя взглядом, мы умоляем, создавая эмоциона­льный фон в разговоре, мы доказываем - и в ход пускается мимика, жестикуляция. Когда мы, таким образом, завоевываем собеседника, тут все имеет значение: и взгляд, и выражение лица, и тембр голоса, и «контакт глаз». .

Но нам также хочется узнать, как воспринимает нас дру­гой человек, вызываем ли мы, в свою очередь, симпатию или антипатию, т. е., иными словами, как к нам относится чело­век - хорошо или плохо. Осознание того, как нас восприни­мает партнер по общению, зависит от умения поставить себя на место другого человека, что немаловажно на этапе фор­мирования брачной пары. А умение не только поставить себя на место другого, но и вжиться в его состояние, прочувство­вать его положение, воспринять ход его мыслей, является важным уже для развития адаптации в брачно-семейных от­ношениях.

Страницы: 1 2 3 4 5


Характеристика различных сторон психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями интеллекта
Для детей с умственной отсталостью, обусловленной тяжелыми органическими нарушениями центральной нервной системы, характерны позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы и всех сторон психики, значительном снижении интеллекта. Эти дети составляют примерно 14—15 % от общего количества детей с умст ...

Методологические проблемы диагностики страхов. Психологический тест как объективное измерение
«Психологический тест, в сущности, есть объективное и стандартизованное измерение выборки поведения» [26 с. 31]. «Тест – стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий» [1, с.139]. «Под тестом понимается специфический инст ...

Предъявление
Попросите ребенка записать свое имя или запишите сами. Убедитесь в том, что ребенок полностью понял содержание опросника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себя чувствовал в течении последних двух недель. Для маленьких детей и для детей с трудностями в течении проведения диагностики необходимо зачитать как инструкцию, так и ...