Другая психология » Социально-психологическая адаптация к браку. Доминирующая гиперпротекция » Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и значение.

Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и значение.
Страница 2

В ряде исследований отечественных авторов (Т.А.Гурко, В.В.Меньшутин, Г.Навайтис) показано, что некоторая пе­реоценка, идеализация партнера присуща в основном моло­дым семьям. Согласно другим данным эта особенность име­ет место и на других этапах развития семьи, причем величина разности между оценкой и самооценкой уменьшается с уве­личением семейного стажа, приближаясь к нулю, что свиде­тельствует о более адекватной оценке партнера по мере при­обретения опыта семейной жизни.

Для молодых людей, вступающих в брак, характерна не­которая идеализация семейной жизни. Это выражается в том, что от семейной жизни они в первую очередь ожидают удовлетворения своих потребностей в духовном росте и са­мосовершенствовании. При этом ожидание удовлетворения материальных потребностей занимает последнее место, хотя их значение в реальной жизни несоизмеримо выше.

В период адаптации, как у стабильных, так и у нестабильных семей имеет место рассогласование потребностей в отдельных сферах семейной жизни: у стабильных пар оно незначитель­ное, у нестабильных - значительное. Это незначительное расхождение у стабильных пар предоставляет им возможность по­степенного развития и совершенствования отношений. Моло­дые семьи являются очень нестабильными образованиями, чувства к супругу несут как мощный позитивный, так и нега­тивный заряд (велика амбивалентность чувств). Для многих семей также характерны крайности в поведении и в чувствах. Большинство исследователей считает, что спустя некоторое время после заключения брака удовлетворенность браком у обоих супругов начинает повышаться.

В начале супружеской жизни нередки так называемые «клановые конфликты», когда связь с семейной группой, из которой вышел один из супругов, препятствует образованию новой связи в новой семейной группе.

Н.Н.Обозов приводит в своей монографии результаты исследования, отражающие гностический компонент взаи­моотношений в семье. В своем исследовании Н. Абакумова, И. Садикова, С. Хитрина сравнили 19 пар молодоженов (лиц, подавших заявление на вступление в брак) и 13 супру­жеских пар, имеющих стаж совместной жизни от трех до пяти лет. Исследование показало, что сходство личностных профилей молодоженов (использовался 16-факторныйопросник Кэтелла) меньше, чем сходство личностных про­филей супругов, имеющих стаж семейной жизни. Адекват­ность восприятия супруга примерно одинакова у женщин и у мужчин, но в зрелых супружеских парах она выше, чем у мо­лодоженов. А идентификация у супругов, напротив, выше у молодоженов и у женщин с супружеским стажем.

Анализ отечественной психологической литературы по­зволяет наметить основные направления, в русле которых разрабатывается проблема адаптации в семье:

1. Это исследования, непосредственно посвященные пробле­мам молодой семьи, готовности молодежи к браку. Отметим работы И. В. Дубровиной, Л. Ф. Филюковой, В. В. Меньшу­тина, Н. Н. Обозова и др.

2. Адаптация рассматривается как процесс согласования ролевых ожиданий, а также через изучение межличностных, ролевых конфликтов. Исследованием этой пробле­мы занимались С. И. Голод, А. Г. Харчев, В. А. Сысенко, Г. Навайтис и др.

3. Для понимания процесса брачно-семейной адаптации большое значение имеют исследования в области соци­альной перцепции и, прежде всего, социальных ожида­ний. Следует отметить работы А. Н. Волковой, Т. М. Трапезниковой, Е. С. Калмыковой, Н. Ф. Федото­вой.

Исследователи выделяют ролевую и межличностную адаптации, в рамках которых возникает желание и реализу­ется возможность супругов приспособиться друг к другу.

Ролевая адаптация - это согласование и изменение пред­ставлений в зависимости от взаимных ролевых ожиданий.

Известны следующие типы распределения ролей в семье: асимметричное (в традиционной модели семьи, где муж вы­полняет инструментальные функции, а жена - экспрессив­ные) и равное (в эгалитарной семье).

Межличностная адаптация представляет собой совокуп­ность психологической, духовной и сексуальной адаптации.

Психологическая адаптация связана с познанием внутрен­него «Я» партнера, его привычек, скрытых пристрастий, осо­бенностей характера. Духовная адаптация определяется созву­чием глубинных ценностей, установок, личностных особен­ностей супругов. Духовная общность очень важна для женщины. Для мужчины на ранних этапах супружества ду­ховность тесно переплетается с активностью жены в сексуаль­ной сфере, в эмоциональном расположении и сочувствии. Сексуальная адаптация порождает удовлетворенность браком, базируется на сексуальной совместимости. Этот вид адапта­ции очень важен для мужчин. Для женщин картина иная ­очень большое количество женщин, никогда не испытавших сексуальное наслаждение, довольны семейной жизнью и при­знают свой брак счастливым.

Психологическая, духовная и сексуальная адаптация ­виды первичной адаптации, но существует и негативная вто­ричная адаптация, которая связана с возрастанием потребности в независимости (ее начинает не хватать), привы­канием к достоинствам друг друга и повышением сензитив­ности к недостаткам, рассогласованием между ощущениями реальностью.

Страницы: 1 2 3 4 5


Основные методы профессиональной психодиагностики
Беседы - интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); Открытые беседы - интервью (с возможностью отвлечения от заранее заготовленных вопросов. Такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование.); Опросники профессиональной мотивации(для большинства это более важная диагностика, чем определение спо ...

Экспертиза
Судебно-психиатрическая - признает невменяемыми больных, совершивших уголовно наказуемые действия в период психоза или неполной ремиссии. Судом им назначается принудительное лечение либо в больницах общего типа по месту жительства, либо в психиатрической больнице специального типа, если вследствие опасности больного требуется строгий над ...

Рисуночный тест "Моя семья"
Материал: - лист бумаги; - набор цветных карандашей. Инструкция: Предложите подростку нарисовать свою семью. Позвольте подростку рисовать, пребывая лишь наедине с самим собой. Тем временем, "работая", вам надо незаметно для ребенка наблюдать за тем, как он рисует, что рисует, где рисует. После окончания рисования уточните некот ...