Другая психология » Социально-психологическая адаптация к браку. Доминирующая гиперпротекция » Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и значение.

Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и значение.
Страница 1

Термин «адаптация» в широком смысле слова понимает­ся как приспособление к окружающим условиям. При этом особо выделяют социальную адаптацию как «интегратив­ный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функ­ции: адекватное восприятие окружающей действительно­сти и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к тру­ду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимо обслуживанию в семье и кол­лeктиве; изменчивость (адаптивность) поведения в соот­ветствии с ролевыми ожиданиями других». Практически все сказанное может быть отнесено и к брачно-семейной адаптации. Сдать анализы для животных в ветклинике в Санкт-Петербурге.

В процессе адаптации принято выделять два уровня ­биологический и психологический. Первый включает при­способление организма к устойчивым и изменяющимся условиям физической среды. Психологический аспект адап­таци охватывает «приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиям и данного общества и с собственными потребностями и инте­ресами».

Психологическая адаптация осуществляется путем усво­ения норм и ценностей социума. К ее основным проявлени­ям относят взаимодействие, в т.ч. общение, человека с окру­жающими людьми и активную деятельность.

Адаптация к семье включает перечисленные выше ком­поненты и начинается как процесс знакомства с семейной жизнью, постепенного вхождения в нее. Этот период являет­ся особенно трудным, т. К. включает не только перестройку общения и деятельности, но и изменения личности молодых супругов, перестройку потребностно-мотивационной сфе­ры, формирования нового уровня самосознания, новых свя­зей с социальным окружением.

Т. Б. Карцева, оценивая брак как одно из поворотных со­бытий в жизни человека, указывает, что речь идет об измене­нии всей ситуации развития личности, которая ведет к смене ролей, изменению круга лиц, включенных во взаимодейст­вие с ним, спектра решаемых проблем и образа его жизни. Естественно, что совершение таких жизненных этапных со­бытий, включающих как позитивные, так и негативные по своей модальности перемены, «приводит к личностному из­менению, перестройке всей системы «Я» И весьма болезнен­но переживается личностью».

До брака у молодого человека существует уже сложив­шийся «образ Я». После заключения брака супруги оказыва­ются в ситуации невозможности жить по-прежнему, что уси­ливает неустойчивость состояния и неудовлетворенность. «Однако уже в самом начале ведется работа по «обретению «Я», усложняется и дифференцируется рефлективное «Я», ведется работа по преодолению внутриличностных противо­речий для того, чтобы выстроить новый, усложненный и до­статочно устойчивый образ».

Е. С. Калмыкова, говоря о проблемах первых лет супру­жеской жизни, указывает, что «первые год-два совместной жизни – это время формирования индивидуальных стереотипов общения, согласование систем ценностей, выработка общей поведенческой линии». В этот период происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа взаи­моотношений, которые удовлетворяют обоих. На этом этапе решаются следующие задачи:

· формирование структуры семьи,

· распределение функций (ролей) между мужем и женой,

· выработка общих семейных ценностей.

А. Н. Волкова и Е. И. Трапезникова считают, что для мо­лодой семьи до рождения детей наиболее характерны труд­ности выработки своего семейного уклада, разочарование друг в друге как результат более глубокого узнавания, конф­ликты по поводу распределения функций, проблемы во взаимоотношениях с родственниками, материальные и эко­номические проблемы.

В.П.Левкович и О.Э.3уськова говорят о том, что суще­ственное значение в возникновении супружеского конф­ликта имеют те ожидания, которые сложились у партнеров к моменту вступления в брак. Для молодых супругов наиболее типичны повышенные ожидания по отношению друг к дру­гу, что нередко является основой конфликта при несовпаде­нии ожиданий с действительностью.

Кроме того, абсолютное и вечное совпадение ролевых ожиданий автоматически не может быть задано на все время брака, который не свободен от стрессов, разницы темпов со­циального созревания и профессиональной реализации су­пругов, множества других факторов и обстоятельств, вскры­вающих новые особенности ролевого поведения. В исследовании 2002г., проведенном в Сергиевом Посаде, эмпирически установлено, что количество пар, у которых совпадают представления о ролевом распределении (86,21 %), значительно превышает количество пар, у которых значимо совпадает функциональное распределение (37,93 %) ролевых ожиданий относительно себя и партнера. Это говорит о том, что большинство пар теоретически хорошо представляет себе (представления которых друг относительно друга совпадают) распределение ролей между мужчиной и женщиной в семье. Однако это вовсе не значит, что при этом у них совпадают соб­ственные ролевые ожидания и иерархия семейных ролей, т. е. индивидуальная значимость исполнения конкретной роли относительно себя и партнера в общей структуре семьи.

Страницы: 1 2 3 4 5


Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики
На низшем уровне перцептивной психики уже представлены все те прогрессивные признаки, которые характеризуют перцептивную психику вообще, но во многих отношениях поведение относящихся сюда животных носит и примитивные черты, сближающие его с поведением нижестоящих животных. Так, основную роль играет ориентация поведения по-прежнему по отд ...

Психологические особенности старших дошкольников
С психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Это позволило определить структуру составления психологического портрета дошкольника: выявление особенностей познавательной сферы, выявление особенностей развития личности дош ...

Формирующий этап эксперимента по исследованию влияния детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников. Подходы к коррекции в системе детско-родительских отношен
Как и любой объект, детско-родительские отношения обладают не только содержательными характеристиками («Что это, какое оно?»), но прикладными характеристиками («Что с этим делать?»). В практической деятельности этот вопрос связан с пониманием того, на что именно необходимо делать упор во взаимодействии с родителями, если возникает необхо ...