Другая психология » Социально-психологическая адаптация к браку. Доминирующая гиперпротекция » Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и значение.

Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и значение.
Страница 1

Термин «адаптация» в широком смысле слова понимает­ся как приспособление к окружающим условиям. При этом особо выделяют социальную адаптацию как «интегратив­ный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функ­ции: адекватное восприятие окружающей действительно­сти и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к тру­ду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимо обслуживанию в семье и кол­лeктиве; изменчивость (адаптивность) поведения в соот­ветствии с ролевыми ожиданиями других». Практически все сказанное может быть отнесено и к брачно-семейной адаптации. www.nexttransport.ru

В процессе адаптации принято выделять два уровня ­биологический и психологический. Первый включает при­способление организма к устойчивым и изменяющимся условиям физической среды. Психологический аспект адап­таци охватывает «приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиям и данного общества и с собственными потребностями и инте­ресами».

Психологическая адаптация осуществляется путем усво­ения норм и ценностей социума. К ее основным проявлени­ям относят взаимодействие, в т.ч. общение, человека с окру­жающими людьми и активную деятельность.

Адаптация к семье включает перечисленные выше ком­поненты и начинается как процесс знакомства с семейной жизнью, постепенного вхождения в нее. Этот период являет­ся особенно трудным, т. К. включает не только перестройку общения и деятельности, но и изменения личности молодых супругов, перестройку потребностно-мотивационной сфе­ры, формирования нового уровня самосознания, новых свя­зей с социальным окружением.

Т. Б. Карцева, оценивая брак как одно из поворотных со­бытий в жизни человека, указывает, что речь идет об измене­нии всей ситуации развития личности, которая ведет к смене ролей, изменению круга лиц, включенных во взаимодейст­вие с ним, спектра решаемых проблем и образа его жизни. Естественно, что совершение таких жизненных этапных со­бытий, включающих как позитивные, так и негативные по своей модальности перемены, «приводит к личностному из­менению, перестройке всей системы «Я» И весьма болезнен­но переживается личностью».

До брака у молодого человека существует уже сложив­шийся «образ Я». После заключения брака супруги оказыва­ются в ситуации невозможности жить по-прежнему, что уси­ливает неустойчивость состояния и неудовлетворенность. «Однако уже в самом начале ведется работа по «обретению «Я», усложняется и дифференцируется рефлективное «Я», ведется работа по преодолению внутриличностных противо­речий для того, чтобы выстроить новый, усложненный и до­статочно устойчивый образ».

Е. С. Калмыкова, говоря о проблемах первых лет супру­жеской жизни, указывает, что «первые год-два совместной жизни – это время формирования индивидуальных стереотипов общения, согласование систем ценностей, выработка общей поведенческой линии». В этот период происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа взаи­моотношений, которые удовлетворяют обоих. На этом этапе решаются следующие задачи:

· формирование структуры семьи,

· распределение функций (ролей) между мужем и женой,

· выработка общих семейных ценностей.

А. Н. Волкова и Е. И. Трапезникова считают, что для мо­лодой семьи до рождения детей наиболее характерны труд­ности выработки своего семейного уклада, разочарование друг в друге как результат более глубокого узнавания, конф­ликты по поводу распределения функций, проблемы во взаимоотношениях с родственниками, материальные и эко­номические проблемы.

В.П.Левкович и О.Э.3уськова говорят о том, что суще­ственное значение в возникновении супружеского конф­ликта имеют те ожидания, которые сложились у партнеров к моменту вступления в брак. Для молодых супругов наиболее типичны повышенные ожидания по отношению друг к дру­гу, что нередко является основой конфликта при несовпаде­нии ожиданий с действительностью.

Кроме того, абсолютное и вечное совпадение ролевых ожиданий автоматически не может быть задано на все время брака, который не свободен от стрессов, разницы темпов со­циального созревания и профессиональной реализации су­пругов, множества других факторов и обстоятельств, вскры­вающих новые особенности ролевого поведения. В исследовании 2002г., проведенном в Сергиевом Посаде, эмпирически установлено, что количество пар, у которых совпадают представления о ролевом распределении (86,21 %), значительно превышает количество пар, у которых значимо совпадает функциональное распределение (37,93 %) ролевых ожиданий относительно себя и партнера. Это говорит о том, что большинство пар теоретически хорошо представляет себе (представления которых друг относительно друга совпадают) распределение ролей между мужчиной и женщиной в семье. Однако это вовсе не значит, что при этом у них совпадают соб­ственные ролевые ожидания и иерархия семейных ролей, т. е. индивидуальная значимость исполнения конкретной роли относительно себя и партнера в общей структуре семьи.

Страницы: 1 2 3 4 5


Межгрупповые отношения
Психология межгруппового взаимодействия раскрывает особенности поведения, деятельности индивидов, их принадлежность к определенным группам, ситуации межгруппового воздействия. Межгрупповые отношения — совокупность психологических явлений, которые характеризуют многообразные связи, возникающие между социальными группами, способы взаимодей ...

Аддиктивное поведение в МКБ-10
Классификация психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра выделяет и позволяет диагностировать следующие формы поведения, которые можно отнести к зависимым: F 1 – Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ: F10 – алкоголя; F11 – опиоидов; F12 – каннабиноидов; F13 – седативных и сно ...

Предъявление
Попросите ребенка записать свое имя или запишите сами. Убедитесь в том, что ребенок полностью понял содержание опросника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себя чувствовал в течении последних двух недель. Для маленьких детей и для детей с трудностями в течении проведения диагностики необходимо зачитать как инструкцию, так и ...