Другая психология » Социально-психологическая адаптация к браку. Доминирующая гиперпротекция » Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и значение.

Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и значение.
Страница 5

В работах по социальной перцепции отмечается факт зна­чительных изменений особенностей межличностного вос­приятия молодыми супругами на протяжении адаптационно­го периода, который продолжается 1,5-2 года. Выбор буду­щего супруга определяется действием ряда факторов, среди которых отметим, прежде всего, представление об идеальном партнере, более или менее осознаваемый образ, которого име­ется у каждого. В его создании участвуют опыт, литературные и киногерои, социальные стереотипы и идеал референтной группы. Идеальный образ регулирует отношения в супружес­кой паре 0,5-1,5 года. Затем напряженность эмоционального подъема снижается, отрицательные характеристики партнера перемещаются в центр, сопоставляются с начальным обра­зом. Трагическим исходом такой идеализации, особенно для молодых пар, может стать так называемое прозрение. Обычно это звучит банально и, к сожалению, типично: «я его раскуси­ла», «теперь-то понял я ее», «меня обманули» . www.intoregions.ru

В этой ситуации во избежание раскола семьи большое зна­чение имеет то, какую линию поведения выберут супруги: бу­дут ли они по-прежнему ориентироваться на несуществую­щий образ, стремиться «подогнать» под него своего партнера или же, напротив, начнут корректировать не партнера, а свой образ его, приближаясь тем самым к действительности. Адек­ватность представления о партнере по брачному союзу обес­печивает согласованность между ожидаемым и реальным поведением своего партнера, что важно для реализации це­лей адаптации в семье.

Особого рассмотрения требует вопрос о критериях адап­тированности супругов. В психологической литературе не встречается указаний на объективные и субъективные показатели адаптирован­ности. В качестве критерия адаптированности можно ис­пользовать интегральный показатель, состоящий из дли­тельности брачного стажа (объективный показатель) в со­четании с уровнем удовлетворенности супружескими отношениями (субъективный показатель). Удовлетворенность брачно-семейными отношениями отражает резуль­тативность всех процессов, происходящих в семье, в том числе и адаптационных. Следовательно, высокая оценка супружества может рассматриваться как показатель того, что в семье решены задачи адаптационного периода: фор­мирование структуры семьи, распределение Функций (или ролей) между мужем и женой, выработке общих семейных ценностей на том уровне, который удовлетворяет данную супружескую пару.

Таким образом, брачно-семейную адаптацию необходи­мo рассматривать как сложный, целостный многоуровневый процесс длительного взаимного приспособления супругов друг к другу и к семейной жизни, порождающий высокую оценку супружества и удовлетворенность семейной жизнью. В содержательном плане этот процесс представляет собой единство следующих компонентов: приспособление к брач­ному партнеру и приспособление к семейной жизни, вклю­чающее в себя адаптацию к бытовым и психологическим ро­лям, к новым обязанностям и правам, к разделению труда в брачном союзе.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Сценарий Победителя.
Берн определил «Победителя» как «того, кто достигает поставленной перед собой цели. Под «победой» понимается также то, что поставленная цель достигается легко, свободно и счастливо. Если в детстве человек решил стать выдающимся генералом или политическим деятелем и, в конце концов, достиг этого, получив общественное признание, то человек ...

Эмоциональный интеллект
Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ) (англ Emotional intelligence) — психологическая концепция, возникшая в 1990 году, и введенная в научный обиход П. Саловеем и Дж. Майером. На данный момент существует несколько концепций эмоционального интеллекта и единой точки зрения на содержание этого понятия нет. ...

Занятие №1. «В гостях у мышки»
Цель: развитие концентрации внимания, ориентировки в пространстве, налаживание контакта с группой. Задачи: 1. Развивать концентрацию внимания. 2. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 3. Создать положительный эмоциональный фон занятия. 4. Воспитывать уважение к окружающему миру, терпение. 5. Воспитывать самоконтроль у ребёнка. I . ...