Другая психология » Социально-психологическая адаптация к браку. Доминирующая гиперпротекция » Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и значение.

Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и значение.
Страница 5

В работах по социальной перцепции отмечается факт зна­чительных изменений особенностей межличностного вос­приятия молодыми супругами на протяжении адаптационно­го периода, который продолжается 1,5-2 года. Выбор буду­щего супруга определяется действием ряда факторов, среди которых отметим, прежде всего, представление об идеальном партнере, более или менее осознаваемый образ, которого име­ется у каждого. В его создании участвуют опыт, литературные и киногерои, социальные стереотипы и идеал референтной группы. Идеальный образ регулирует отношения в супружес­кой паре 0,5-1,5 года. Затем напряженность эмоционального подъема снижается, отрицательные характеристики партнера перемещаются в центр, сопоставляются с начальным обра­зом. Трагическим исходом такой идеализации, особенно для молодых пар, может стать так называемое прозрение. Обычно это звучит банально и, к сожалению, типично: «я его раскуси­ла», «теперь-то понял я ее», «меня обманули» .

В этой ситуации во избежание раскола семьи большое зна­чение имеет то, какую линию поведения выберут супруги: бу­дут ли они по-прежнему ориентироваться на несуществую­щий образ, стремиться «подогнать» под него своего партнера или же, напротив, начнут корректировать не партнера, а свой образ его, приближаясь тем самым к действительности. Адек­ватность представления о партнере по брачному союзу обес­печивает согласованность между ожидаемым и реальным поведением своего партнера, что важно для реализации це­лей адаптации в семье.

Особого рассмотрения требует вопрос о критериях адап­тированности супругов. В психологической литературе не встречается указаний на объективные и субъективные показатели адаптирован­ности. В качестве критерия адаптированности можно ис­пользовать интегральный показатель, состоящий из дли­тельности брачного стажа (объективный показатель) в со­четании с уровнем удовлетворенности супружескими отношениями (субъективный показатель). Удовлетворенность брачно-семейными отношениями отражает резуль­тативность всех процессов, происходящих в семье, в том числе и адаптационных. Следовательно, высокая оценка супружества может рассматриваться как показатель того, что в семье решены задачи адаптационного периода: фор­мирование структуры семьи, распределение Функций (или ролей) между мужем и женой, выработке общих семейных ценностей на том уровне, который удовлетворяет данную супружескую пару.

Таким образом, брачно-семейную адаптацию необходи­мo рассматривать как сложный, целостный многоуровневый процесс длительного взаимного приспособления супругов друг к другу и к семейной жизни, порождающий высокую оценку супружества и удовлетворенность семейной жизнью. В содержательном плане этот процесс представляет собой единство следующих компонентов: приспособление к брач­ному партнеру и приспособление к семейной жизни, вклю­чающее в себя адаптацию к бытовым и психологическим ро­лям, к новым обязанностям и правам, к разделению труда в брачном союзе.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Типы нервной системы по И. П. Павлову
1. Сильный, уравновешенный, по­движный тип — сангвиник. Его нервная систе­ма отличается большой силой нервных процессов, их равновесием незначительной подвижностью. Поэтому сангвиник — человек быстрый, легко приспосабли­вающийся изменчивым условиям жизни. Его харак­теризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. 2. Сильный, уравновеш ...

Выводы
1. В результате теоретического анализа было определено понятие иррациональных страхов и сформулировано теоретическое понятие и операциональное определение ирациональных страхов. 2. Анализ опросника страхов В. Леви показал, что он не является в полном смысле этого слова психодиагностическим тестом. 3. Переработка пунков согласно требовани ...

Занятие №4 «В гостях у собачки»
Цель: развитие концентрации и распределения внимания, произвольного внимания. Задачи: 1. Развивать концентрацию, распределение внимания. 2. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 3. Создать положительный эмоциональный фон занятия. 4. Воспитывать уважение к окружающему миру, терпение, выдержку. 5. Воспитывать самоконтроль у ребёнка. ...