Другая психология » Развитие памяти у детей с задержкой психического развития » Работа педагога-психолога по коррекции памяти у детей с задержкой психического развития коррекционного 2 класса МОУ СОШ с. Кировское. Итоги констатирующего этапа: диагностика памяти у детей с задерж

Работа педагога-психолога по коррекции памяти у детей с задержкой психического развития коррекционного 2 класса МОУ СОШ с. Кировское. Итоги констатирующего этапа: диагностика памяти у детей с задерж
Страница 2

Проанализировав результаты диагностики, мы выявили, что кратковременная память у 10% детей находится на низком уровне (№3). 80% – на среднем уровне (№№1,2,4,6,7,8,9,10) и только у 10% кратковременная память на высоком уровне (№5). Из данной диагностики мы выявили уровень развития долговременной памяти. Результаты методики показали, что у 90% учащихся средний уровень развития долговременной памяти (№№1,2,4,5,6,7,8,9,10) и у 10% – низкий (№3).

Методика «Повторение цифр», целью которой является определить обьем кратковременной памяти.

Материал и оборудование: бланк с набором цифр. Для определения обьема кратковременной памяти обычно берется материал, несущий минимум смысла. Удобнее всего использовать цифры. Методика состоит из двух частей.

Первая часть направлена на определение обьема памяти и состоит из цифровых рядов разной длины. Длина каждого последующего ряда увеличивается на еденицу. Всего имеется семь рядов.

Во второй части предлагается проба на концентрацию внимания, также состоящая из цифровых рядов.

Общая оценка кратковременной памяти при использовании всей шкалы дается по результатам обеих частей субтеста. Но для проведения последующей коррекционно-развивающей работы разделенность пробы на две части очень важна, так как позволяет делать акцент на том или ином ее аспекте.

Процедура исследования. Часть 1. Прямой счет. Инструкция: «Сейчас я назаву вам несколько цифр, вы, как только я закончу говорить, точно в таком порядке их повторите». Предлагается первый ряд цифр из первой серии. При правильном воспроизведении дается следующий ряд этой серии. При неправильном воспроизведении какого-либо ряда первой серии дается аналогичный по величине ряд второй серии. В случае правильного его воспроизведения вернуться к первой серии и предлогается следующий по величине ряд. При неправильном воспроизведении двух одинаковых по величине рядов из первой и второй серии пробу прекратить и перейти к обратному счету.

Часть 2. Обратный счет. Инструкция: «Сейчас я вам назову еще несколько цифр, вы их будете повторять. Только начинать будете с конца, говорить в обратном порядке.

Порядок работы такой же. При неправильном воспроизведении двух одинаковых рядов пробу прекратить. Проведение этой методики требует соблюдения нескольких правил:

Цифры произносить предельно четко с интервалом в 1 секунду.

В период произносить от окончания счета экспериментатором до начала его воспроизведения испытуемым не должно быть никаких звуков.

Один и тот же ряд дважды не повторять.

Начинать с прямого счета. По его окончании перейти к счету в обратном порядке.

Обработка и анализ результатов. В этом задании часть 1 (прямой счет) направлена на определение обьема кратковременной памяти, часть 2 (обратный счет) – на определение степени концентрации внимания. Необходимость такого детального анализа связана с тем, что при отсутствии концентрации внимания даже хорошая память может выглядеть слабой.

Количество цифр в последнем правильно воспроизведенном ряду при прямом счете является показателем обьема кратковременной памяти. Количество цифр, правильно названных при обратном счете, – показатель концентрации внимания.

Возрастные нормативы. Для детей 7–9 лет – обьем кратковременной памяти равен 3–6 единицам (среднее значение – 4), внимания – 2–5 единицам (среднее значение – 3).

10–11 лет – обьем кратковременной памяти равен 4–7 единицим (среднее значение – 5), внимания – 3–6 единицам (среднее значение).

12–14 лет – обьем кратковременной памяти равен 5–9 единицам (среднее значение – 7), внимания – 3 -7 единицам (среднее значение).

В связи с изучением особенностей памяти у детей представляется важным следующее замечание «Наиболее важным для оценки уровня развития способностей памяти у ребенка является качественный анализ его способов запоминания и припоминания. Наиболее низкое качество запоминания у детей, которые пассивно, механически запомнить и воспроизвести материал.

Если ребенок применяет какие-либо особые приемы, стараясь лучше запомнить увиденное и услышанное, то это говорит о хорошем развитии его интеллектуальных функций и благоприятно сказывается на результатах запоминания. Так, дети хорошего уровня развития даже без какой-либо специальной подготовки способны использовать мнемические приемы, такие как:

Страницы: 1 2 3


Анализ исследования. Значение айкидо
Изучение – это процесс обретения знания и усвоение этого знания на уровне практического применения. Результатом обучения является приобретение навыков. Так, в айкидо базовые техники предполагают методики влияющие на развитие и совершенствование личности. Для познания необходимо изучить законы движения собственного тела и научиться примен ...

Условия и пути самореализации личности
Принадлежность к группе и чувство самоуважения – необходимые условия для самоактуализации, так как человек может понять себя, только получая информацию о себе от других людей. И напротив, патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие: пассивная позиция по отношению к действительности; вытеснение и другие способы защиты &quo ...

Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире. Основные подходы к понятию самоактуализации в психологических теориях личности
В психологической литературе самоактуализация определяется как – стремление человека как можно больше выявить, развить и реализовать свои возможности, стремления личности быть такой, какой она может быть [2,41]. Впервые проблему потребности личности в самоактуализации исследовал К. Гольдштейн. Исходя из нового представления о динамике жи ...